Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Süddeutsche Zeitung (Германия): при социализме секс для женщин был лучше?

© РИА Новости Михаил Озерский / Перейти в фотобанкЭстрадное ревю Германской Демократической Республики на гастролях в СССР. Выступление балетной труппы в Москве
Эстрадное ревю Германской Демократической Республики на гастролях в СССР. Выступление балетной труппы в Москве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как экономика влияет на нашу сексуальную жизнь? Самым прямым образом, считает историк и этнограф. При социализме секс для женщин был лучше — все дело в экономическом равенстве. Ведь при капитализме сексом торгуют, а при социализме делятся. А сегодня секс становится негласным товаром.

Это утверждает историк Кристен Годси (Kristen Ghodsee). И ее аргументы на удивление соответствуют духу нынешнего времени.

Мужчины увлеченно пылесосят пол в гостиной, складывают выстиранное белье, готовят и забирают детей из детского сада, дожидаясь, пока их жены вернутся с работы. Под говорящим названием «Порно для женщин» (Porn for Women) 12 лет назад были опубликованы фото таких вот сцен. Смена классических гендерных ролей должна была показать: женщине традиционной ориентации очень нравится смотреть на мужчину, занимающегося детьми и домашним хозяйством.

На самом деле наша сексуальная жизнь всегда связана с тем, как мы живем за пределами спальни: испытываем ли стресс на работе, ссоримся ли с партнером, хороша ли наша физическая форма, какие принимаем медикаменты. Но есть и еще один фактор: структура общества. И именно этому аспекту посвящена книга под названием «Почему у женщин при социализме секс был лучше» (Warum Frauen im Sozialismus besseren Sex haben). Историк и этнограф Кристен Годси подняла в ней вопрос о том, как экономика влияет на нашу сексуальную и любовную жизнь.

Экономическое равенство — путь к лучшему сексу

В первую очередь она обратилась к социалистическим идеалам. Под «социализмом» она понимает не весь государственный социализм прошлого со «штази» (министерство государственной безопасности в бывшей ГДР — прим. перев.), ГУЛагом и так далее, а исключительно идеал равенства. Автор поясняет: «ГДР и Советский Союз — это прошлогодний снег, и пусть они им и останутся. Меня интересует другое: жестокость государственного социализма не должна становиться поводом замалчивать любую критику проблем нынешнего капитализма».

Именно с этой точки зрения она проанализировала социалистические и капиталистические общества в плане сексуальной удовлетворенности людей и пришла к выводу, что при социализме удовлетворенность была выше. Это, по мнению автора, связано с тем, что положительным аспектом многих социалистических обществ было равноправие женщин. Утверждение «социализм — путь к лучшему сексу», по сути, означает, что экономическое равенство ведет к лучшему сексу. И этот тезис на удивление актуален.

Давайте взглянем на нынешний капитализм. Женщин дискриминируют на рынке труда: например, они получают за аналогичную работу меньшую зарплату, чем коллеги-мужчины. Им труднее совмещать семейную жизнь и работу, потому что именно они, как правило, отвечают за дела по дому и воспитание детей, не получая за это никакой зарплаты. Так что женщины чаще мужчин становятся жертвами бедности. В результате женщины в экономическом плане часто бывают зависимы от мужчин. Но как все это связано с хорошим, плохим или даже «лучшим» сексом?

Женщины продают секс, который мужчины покупают за другие ресурсы

Если коротко, то женщины получают удовольствие от секса именно тогда, когда могут беспокоиться лишь о самих себе. По словам Годзее, Sexim Kapitalismus становится товаром прежде всего в гетеросексуальных отношениях. При этом речь идет не о сексе как работе, а о любых интимных отношениях. Фоном всего этого является так называемая «социально-экономическая теория», согласно которой при капитализме даже флирт работает по рыночным законам. Экономически более слабые женщины «продают» секс, а экономически более сильные мужчины «покупают» его за другие ресурсы — например, за финансовые гарантии и социальное положение.

Это звучит довольно жестко, но означает в первую очередь, что для сексуальных и любовных отношений лучше, если они основываются исключительно на эмоциях и удовольствиях без всякой связи с финансовой зависимостью одной из сторон. «Покупка» — это не какой-то особый договор между сторонами, а как бы сам собой разумеющийся обмен. Чем труднее женщине быть экономически независимой, тем скорее состоится обмен секса на деньги.

Если секс именно таким образом становится товаром, то любовь, симпатия и влечение перестают быть мотивацией к нему. «Зачем мужчине думать об удовольствии женщины, если он считает, что платит ей за то, чтобы получить доступ к ее телу?, — вопрошает Годси. — По его мнению, она получает компенсацию за свои „затраты" другим, не связанным с сексом образом».

Этот принцип, конечно, вполне можно повернуть и в обратную сторону, если женщина в состоянии сама позаботиться о своей финансовой безопасности. По сути, однако, речь при этом идет еще кое о чем: вся наша личная жизнь с интимными отношениями не должна превращаться в чистый обмен — а ценность человека не должна измеряться тем, что он может предложить при таком обмене.

При капитализме сексом торгуют, при социализме делятся

Так что неравенство — это несексуально. В социалистических системах (например, в ГДР или Болгарии, которые Годси никоим образом не превозносит) предпринимались попытки заботиться об экономической независимости женщин, обеспечивая некий разумный баланс между работой и семьей путем выплаты финансовых пособий на ребенка или предоставления оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком. Именно экономическая независимость женщин и связанная с этим трудовая деятельность способствовали в Восточной Германии благополучной сексуальной жизни — к такому выводу пришли также создатели фильма «Любил ли Восток по-другому?» (Liebte der Osten anders?), вышедшего на канале MDR. По их мнению, разница между сексом при капитализме и при социализме состоит в том, что при капитализме сексом торгуют, а при социализме делятся.

В этой книге понятие «социализм» некоторым образом «отвоевывается» и переносится на нынешнюю ситуацию в обществе. Это то, что пытаются делать в первую очередь молодые политики: в США, например, демократка Александрия Окасио-Кортес (Alexandria Ocasio Cortez), а в Германии — лидер «Молодых социалистов» Кевин Кюнерт (Kevin Kühnert).

В книге Годси речь действительно идет главным образом о взаимосвязи феминизма и социализма, но на этом дело не заканчивается. Выгоду из определенных идеалов социализма должны извлекать не только гетеросексуальные женщины, но и носители другой сексуальной ориентации: гомосексуалисты, «квиры». То же можно сказать о людях с различными цветами кожи, людях с ограниченными возможностями и так далее.

В нашем обществе конкретные меры вроде квот на всевозможные виды многообразия, государственных детских пособий или оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком тоже были бы полезны. Тоже — но не только для того, чтобы улучшить нашу сексуальную жизнь.