20 ноября 1979 года сотни террористов напали на Большую мечеть в Мекке. Две недели продолжались бои в ее подземельях. В общей сложности 63 террориста были позднее обезглавлены. Считается, что эта атака положила начало исламскому терроризму.
Арабские одежды традиционно широкие и легкие. Это обусловлено жарой, которая царит на Ближнем Востоке круглый год. Однако под широкими одеждами злоумышленники могут спрятать оружие.
Именно это и произошло 20 ноября 1979 года. В пять часов утра имам Большой мечети в Мекке только начал утреннюю молитву во дворе исламской святыни в присутствии 50 тысяч паломников, когда вооруженные люди взбежали на минбар, кафедру, с которой имамы читают проповеди, и схватили его. В тот же момент они застрелили двух полицейских, охранявший вход в мечеть. Преступники тайно пронесли в величайшую святыню ислама оружие, в основном автоматы Калашникова, спрятав их под широкими одеждами.
Неожиданный конец молитвы и выстрелы вызвали панику среди собравшихся верующих. Египтянин Амир Абдель Гани, строитель по профессии, находился в мечети, когда начался штурм: «Их было, наверное, несколько сотен — людей, которые туда ворвались, — сказал он позже журналистам. — Они набросились на молящегося имама, стащили его вниз и, по-моему, убили».
Затем, по словам Амира Абделя Гани, «молодо выглядящий мужчина» схватил микрофон имама и призвал толпу признать «ожидаемого Махди». Когда вскоре после этого кто-то в аппаратной мечети выключил микрофон, они стали стрелять «во все стороны».
Шофер одной их каирских строительных фирм по имени Мохаммед Хассан так описывает то, что произошло потом: «Все бросились к выходам. Но большинство ворот оказались запертыми. Кто это сделал, не знаю. Нам, во всяком случае, повезло: паломники из Пакистана помогли нам выдавить одну из дверей».
Действительно, вооруженные люди заняли все выходы и заперли 65 из 68 ворот. Через оставшиеся трое ворот они на грузовиках, замаскированных под рефрижераторы, провезли во двор провиант, дополнительное оружие и множество ящиков с боеприпасами. Затем нападавшие согнали приблизительно тысячу верующих в одну их галерей.
Вторник, 20 ноября 1979 года по исламскому календарю, был 29 днем месяца зуль-хиджа 1399 года, то есть кануном 1400 года. Для нападения на мечеть это имело решающее значение. Потому что 500 соратников 43-трехлетнего Джухаймана аль-Утайби, в том числе несколько женщин и детей, верили, что вскоре после наступления нового года произойдет конец времен.
Их предводитель считал, что его шурин Мухаммеда аль-Кахтани — это Махди, то есть спаситель, согласно исламской вере, который в конце времен явится и поведет верующих в царство божье. В этом смысле Махди соответствует Мессии в иудейской и древнехристианской вере.
Вероятно, Джухайман аль-Утайби и был тем «молодо выглядевшим мужчиной», хотя к тому моменту ему уже исполнилось 43 года. Его краткая речь ознаменовала собой момент, когда исламский терроризм вошел в сознание мировой общественности. Джухайман аль-Утайби и Мухаммед аль-Кахтани были главными действующими лицами в самом большом захвате заложников в мировой истории.
Правительство Саудовской Аравии немедленно приказало начать широкомасштабную наступательную операцию: тысячи солдат принялись штурмовать одну часть обширной территории за другой. Только в первый день погибли 300 человек, в том числе не менее 200 заложников. Террористы отошли за старинные стены: некоторые были возведены 1400 лет назад. Но все больше из них или погибали от огня регулярных войск, или оказывались схвачены военными.
Хотя саудовцы ввели информационную блокаду и перекрыли все и без того немногочисленные каналы связи страны с остальным миром, наружу все-таки просочились сведения о том, что террористы поют антисаудитские песни, требуют отставки королевской династии и прекращения поставок нефти на Запад.
Сами себя они называли «защитниками Каабы» — мусульманской святыни в виде кубической постройки во внутреннем дворе Большой мечети. Этим поспешил воспользоваться Эр- Рияд, сообщив, что нападающие — члены секты, которые в религиозном угаре предприняли попытку навязать исламскому миру свою безумную философию. Но это была в лучшем случае половина правды.
Спустя три дня после нападения надземные части Большой мечети были полностью зачищены от террористов. Но в то время как правительство в Эр-Рияде уже объявило, что оставшиеся в живых преступники будут в ближайшее время обезглавлены во время пятничной молитвы, в катакомбах все еще закрытой святыни продолжались бои.
Военные пустили в подземные помещения газ, вызывающий сильную рвоту. Таким образом они хотели вынудить террористов сдаться. Но ничего не вышло. 1 декабря 1979 года имамы возобновили моления в мечети, в то время как около 200 сторонников Джухаймана аль-Утайби находились в подземельях. Был ли Мухаммед аль-Кахтани еще жив и когда именно он умер, так и осталось невыясненным.
Лишь спустя две недели последние из нападавших попали в руки правительственных войск, в том числе и Джухайман аль-Утайби. Так как к тому времени уже курсировали самые невероятные слухи, а арестованные террористы молчали (или ничего не знали), подоплеку произошедшего выяснить до конца так и не удалось.
С одной стороны, нападавшие действительно принадлежали к одной из суннитских сект, оба их предводителя были сторонниками ваххабитско-салафитского богослова Абд аль-Азиза ибн База. Он учил, что немусульмане не должны находиться не только в священных городах Мекка и Медина, но и вообще на Аравийском полуострове, исключение могло быть сделано лишь на ограниченный срок и для выполнения второстепенных функций.
С другой стороны, были явные признаки того, что в дело замешана радикально-суннитская организация «Братья-мусульмане»* из Египта. Большая часть оружия, использовавшегося при нападении, поступила оттуда.
И наконец, десятки из более чем 200 арестованных нападавших были иранцами. Тамошний шиитский лидер революции аятолла Хомейни использовал нападение на Мекку для травли королевской династии саудитов. Кроме того, почти в то же самое время шиитское меньшинство подняло восстание в суннитско-ваххабитской Саудовской Аравии, однако оно было жестоко подавлено.
Штурм Большой мечети в Мекке повлек за собой изменение курса короля Халида ибн Абделя Азиза. Если раньше саудитские принцы охотно демонстрировали симпатию к Западу, то теперь их режим стал вновь подчеркивать ваххабитские корни Саудовской Аравии. Отторжение Запада и его стиля жизни превратилось в отличительную черту пуританского консерватизма, который, так же как и режим шиитских вождей Ирана, не боялся прибегать к терроризму как средству достижения своих целей. «Чтобы не допустить восстаний и придать своему владычеству религиозную основу, королевский дом дал больше власти теологам, поощряет исламистских активистов и панисламизм», — пишет потсдамский историк Франк Бёш (Frank Bösch).
С конца 1979 года суннитские террористы стали получать значительно больше денег из Саудовской Аравии, чем прежде. В то же самое время усугубилась напряженность в отношениях с шиитским Ираном, что привело к своеобразному соревнованию между суннитскими и шиитскими террористами.
9 января 1980 года Джухайман аль-Утайби вместе с 14 другими участниками нападения был обезглавлен. Всего же в ту пятницу в восьми городах Саудовской Аравии казнили 63 террористов. Это была самая большая массовая казнь в истории королевства.
За святотатство по законам ислама есть только одно наказание: отсечение головы.
* террористическая организация, запрещена в РФ