Возникновение украинского вопроса на великом православном соборе на Крите в июне 2016 года указало на ожесточенное противостояние проигнорировавшего собрание патриарха Московского Кирилла с патриархом Константинопольским Варфоломеем. Первый руководит большей частью православных в мире (всего их порядка 300 миллионов человек), а второй носит титул «первого среди равных» и направляет все мировое православие. Предоставление автокефальности «схизматическим» украинским церквям стало искрой в пороховой бочке и повлекло за собой новый раскол в православном мире.
В октябре 2018 года патриарх Константинопольский решил предоставить автокефалию (пусть и ограниченную) диссидентским украинским церквям. По просьбе последних, с учетом конфликта с Россией. Официально целью было положить конец нескольким десятилетиям конфликтов со взаимными отлучениями в украинском православии, которое было разделено на три ветви: Украинскую православную церковь Московского патриархата (самая многочисленная), существовавший с 1992 года самопровозглашенный Киевский патриархат и автокефальную украинскую церковь (создана в 1920 году, распущена в 1930 году, восстала из пепла в 1989 году).
В Москве решение Варфоломея было воспринято как нарушение негласной договоренности о незыблемости канонической территории каждого церковного образования. Разгневанный Кирилл провел 31 августа встречу с Варфоломеем в Стамбуле, чтобы убедить его пересмотреть свое решение. Напрасно. По возвращении в Москву он заявил о разрыве связей с Константинополем при том, что близкие к РПЦ СМИ начали распространять инсинуации на тему намерений автокефальной церкви наложить руку на церкви Московского патриархата.
Киев в обмен на Париж?
Ко всеобщему удивлению, Варфоломей объявил 27 ноября 2018 года о решении отозвать статус экзархата Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе (он обеспечивал ее независимость) и дал приходам распоряжение присоединиться к соответствующим церковным объединениям в своих странах. В чем были истинные причины такого решения, которое стало настоящим подарком Кремлю и патриарху Кириллу? Упомянутые в письме к верующим мотивы выглядели, мягко говоря, не слишком убедительными… Главный редактор хорошо информированного сайта credo.press Александр Солдатов полагает, что это необоснованное решение могло быть результатом торга: Киев в обмен на Париж…
Все это легче всего провернуть во Франции, которая представляет собой особенно благодатную почву. После октябрьской революции именно там сложилась крупнейшая диаспора в Западной Европе, к которой с течением лет подключились французы, кого влек восточный мистицизм, стабильность России в неспокойном мире, а также открытый консерватизм в сфере нравов. В 2000-х годах к ним также присоединились все те, кого разочаровала перестройка. В сформировавшейся в результате неоднородной общине существуют разные взгляды на «родину-мать» и ее президента. Она также восприимчива к грамотно устроенной пропаганде, которую продвигают в том числе потомки белых иммигрантов с громкими титулами, и, понятное дело, к коррупции. Москва же умеет демонстрировать щедрость. Так, на одном из собраний архиепископства кто-то выразил удивление по поводу появления на счетах организации неизвестно откуда взявшейся суммы в 150 000 евро. Архиепископ Иоанн (родом из Бордо и давно куплен Москвой) не нашелся с ответом…
Иоанн довершает разрушение архиепископства
Сразу же после новости об отмене экзархата Москва начала настоящее наступление и предложила архиепископству присоединиться к Московскому патриархату, обещая сохранить его единство, автономию и церковно-административные особенности. Такое привлекательно предложение вызвало разброд среди верующих на фоне решения Константинополя.
Архиепископ Иоанн отправился в Фенер (резиденция Константинопольского патриархата), чтобы попытаться убедить Варфоломея пересмотреть решение, но у него ничего не вышло. По возвращении в Париж он нанес по своему объединению последний удар.
7 сентября 2019 года он созвал общее собрание для голосования по потенциальной смене «юрисдикции». Переход под крыло Москвы набрал всего 58% голосов при необходимом большинстве в 2/3. Таким образом, этот вариант был отклонен, но Иоанн все равно заявил, что для перехода достаточно и простого большинства.
Неделю спустя Иоанн, теперь уже митрополит Дубнинский (в этом небольшом подмосковном городе расположен один из крупнейших в мире центров ядерных исследований), заявил, что сам принял решение о переходе в РПЦ (по факту, такой шаг исключил его из архиепископства) и призвал верующих последовать его примеру. Под давлением пропаганды община может потерять ориентиры и здравый смысл. Что касается Иоанна, он продолжил управлять своим собором, несмотря на новый статус и результаты голосования, и нанес визит в Церковь Святого Сергия в Париже (вторая по значимости в архиепископстве) как ее «собственник».
В конце октября он отправился в Москву во главе делегации из 90 человек, чтобы закрепить присоединение архиепископства к Московскому патриархату. После службы в Храме Христа Спасителя Кирилл вручил ему белый клобук митрополита и официальный документ о присоединении.
На первый взгляд, победа осталась за Московским патриархатом и митрополитом Дубнинским. Из 47 русских православных приходов во Франции примерно 15 сохранили верность Константинопольскому патриархату. Собор Святого Александра Невского и Церковь Святого Сергия перешли к врагу, хотя митрополит Иоанн явно нарушил в этом случае устав архиепископства и церковное законодательство.
Луч надежды
Как бы то ни было, ситуация все еще может измениться. В прошлом русская диаспора не раз меняла юрисдикцию. Что касается несогласных приходов, они сформируют независимый округ в рамках греческой метрополии Константинопольского патриархата, к которому могут присоединиться все те, кому не по душе вертикальная иерархическая структура РПЦ. Продолжение следует…