Первый фактический глава независимой Литвы Витаутас Ландсбергис сказал, что прославление действий Сталина и Гитлера должно быть запрещено. Вместе с тем профессор указал, что нынешняя Россия — жертва сталинизма со стокгольмским синдромом. По словам профессора, в 1989 году у восточного соседа были хорошие возможности, но он их не реализовал. И это, по словам Ландсбергиса, самая большая потеря.
Профессор вспоминал события 1989 года.
«Исполняется 30 лет с тех пор, как на Съезде народных депутатов СССР в Москве исторически оценили и осудили сделку между Гитлером и Сталиным, заключенную в 1939 году — о разрушении мира, захвате земель, народов. И фактически она касалась начала Второй мировой войны», — сказал он.
«Сегодня стоит обсудить первую оценку этого международного преступления, именно в декабре 1989 года, спустя 50 лет. (…) Важно, что тогда могло произойти, даже и иной ход мировой истории. И, к сожалению, этого не было», — сказал на конференции Центра восточноевропейских исследований Ландсбергис.
Он предлагал сравнить два документа — пакт от 1939 года и документ 1989 года с его осуждением.
«В пакте 1939 года обсуждались и были подписаны вместе с секретными протоколами приговоры: Финляндии, Эстонии, Латвии, Литве и Польше. Отчасти еще Румынии. (…) Была лицемерная формулировка: в случае территориального политического реформирования, то есть если произойдут политические территориальные перемены. А при этом об этих переменах уже договорились, и даже на картах все было отмечено», — сказал профессор.
«Большие московские лгуны до сих пор говорят, что война началась неожиданно», — сказал он.
Профессор заметил, что СССР в 1989 году сделал огромный шаг.
«Спустя 50 лет тот же СССР осудил этот договор со всеми его протоколами. Такой шаг в 1989 году не рискнула сделать даже Федеративная Республика Германии, еще до объединения», — сказал Ландсбергис.
«Германия тогда не допускала надежду об объединении, а СССР волей Съезда (…) решился на такой шаг. Это уникальный, исторический шаг, единственно возможный в правильном направлении. И на правду, честь, совесть», — вспоминал профессор.
«Это мы сейчас и оцениваем как большую возможность», — продолжил он. Он вспоминал, что в 1989 году был осужден глава страны Сталин, а не сама страна.
«Не предлагали реально восстановить нарушения, наказать преступников. Но было сказано очень много», — сказал Ландсбергис.
«30 лет назад официально на государственном уровне был отклонен и осужден пакт между Сталиным и Гитлером, как незаконный с самого момента его подписания, поэтому само собой разумеющимся должен быть запрет на прославление гегемонии Сталина и Гитлера, аннексий, военных преступлений. Но этого не сделали. Прославление преступника Сталина дискредитирует Россию. Но это не вечно», — сказал профессор.
Он вспомнил интервью 30-летней давности, во время которого он понял, что у России было два пути.
«Я заметил, что перед Россией было два пути: понять, что и она — жертва сталинизма. А второй — что ей лучше быть наследницей преступлений и их пользователем. К сожалению, сегодняшняя Россия выбрала второй путь. Мы должны видеть Россию как жертву сталинизма со стокгольмским синдромом. Это месть Сталина. Неосталинисты сегодня провозглашают преемственность права кулака — что захватил, то мое. Но, вероятно, мур не вернется в Средневековье. Или, возвращаясь, развалится, как общность неудачников, не оправдавших себя в христианской цивилизации. Вероятно, этого можно избежать, если ценить принцип демократии и объединения. (…) Естественно, что сторонники дьявольского пакта надеются развалить мирный атлантический союз, их деятельность заметна. Такова сегодня проблема Северного полушария — после того как в 1989 года лишились подходящей возможности», — сказал 11 декабря Ландсбергис.