Российские и сирийские военные завершили первые совместные военно-морские учения, а в это время их вооруженные силы начали новое наступление в провинции Идлиб, расположенной на северо-западе страны.
В военно-морских учениях приняли участие две тысячи человек, 10 кораблей, а также некоторое количество самолетов, и таким образом российские и сирийские вооруженные силы продемонстрировали новый уровень сотрудничества в области обороны в восточной части Средиземного моря, недалеко от города Тартуса. В ходе этих учений, среди прочего, отрабатывались контртеррористические действия, борьба с беспилотниками, а также методы ведения радиоэлектронной борьбы.
Максим Заболоцкий, начальник Центра радиохимической и биологической защиты российской базы в Тартусе, назвал проведенные учения «сложными и напряженными», однако, по его словам, военно-морские силы двух стран «справились со своими задачами благодаря совместным умелым и согласованным действиям». Его слова приводит в своем сообщении российское информационное агентство ТАСС.
Кроме того, в глубине страны Москва и Дамаск объединили силы для проведения более смертоносных действий: они возобновили наступление на Идлиб, где господствующее положение занимают исламисты. В этой провинции находятся тысячи боевиков, в результате чего около 3 миллионов мирных жителей оказались под перекрестным огнем.
Спустя два дня после публикации информации о масштабном наращивании в этом районе военной группировки поддерживающая сирийское правительство газета Al-Watan сообщила, что сирийская армия при поддержке с воздуха российских и турецких самолетов начала обстрел реактивными снарядами и ракетами позиций различных формирований на линии фронта в южной и юго-восточной части провинции Идлиб. Согласно опубликованным данным, «в результате этого обстрела было уничтожено большое количество террористов, а также их военная техника», а тем временем сирийские войска проводят подготовку к наземной наступательной операции.
Провинцию Идлиб контролируют несколько повстанческих группировок, самой мощной из которых является джихадистская коалиция Хайят Тахрир аль-Шам. Хотя этот последний регион, находящийся под контролем оппозиции, чаще всего ассоциируется с группировками, симпатизирующими «Аль-Каиде» (запрещенная в России организация, — прим. ред. ИноСМИ), именно там был убит лидер соперничающей с ней группировки «Исламское государство» (запрещенная в России организация, — прим. ред. ИноСМИ). Об этой операции, проведенной Силами специального назначения США, еженедельник «Ньюсуик» рассказал первым в октябре.
Соединенные Штаты и другие западные державы постоянно выступают с осуждением совместных российско-сирийских операций в провинции Идлиб. Они обвиняют Москву и Дамаск в преднамеренном обстреле гражданских объектов, а Белый дом недавно даже пригрозил своим вмешательством в определенных случаях. Президент Дональд Трамп два раза отдавал приказ о бомбардировке правительственных объектов, и сделано это было в ответ на предполагаемые атаки с использованием химического оружия, а в прошлом году, когда лидер Соединенных Штатов вновь пригрозил нанести удар в ответ на возможное наступление в Идлибе, российское военные провели масштабные военно-морские учения в Средиземном море и предостерегли от проведения каких-либо атак.
Турция тоже предупредила о возможном гуманитарном кризисе в случае проведения сирийскими и российскими военными операции в провинции Идлиб. Заключенная в прошлом сентябре сделка между президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и российским президентом Владимиром Путиным предотвратила полномасштабное наступление на эту провинцию, однако это соглашение, по сути, не соблюдается, поскольку обе стороны продолжают столкновения, в результате которых правительство продолжает восстанавливать свой контроль над территорией.
Турция также смогла расширить свой контроль, а произошло это за счет третьего участника многостороннего сирийской конфликта — поддерживаемых Пентагоном Сирийских демократических сил, состоящих преимущественно из курдов. Хотя и Анкара, и Вашингтон в 2011 году поддержали восстание против сирийского президента Башара Асада, американские военные через некоторое время изменили приоритеты и сфокусировали внимание на борьбе против «Исламского государства», в то время как Россия и Иран усилили поддержку оказавшемуся в сложном положении сирийскому лидеру.
Поскольку джихадисты в основном были разгромлены, Трамп приказал перевести американские войска на восток страны для обеспечения безопасности нефтяных месторождений. Что касается Турции, то в этот момент она осуществила самое крупное трансграничное вторжение, направленное против Сирийских демократических сил, основой которых являются Отряды народной самообороны (People's Protection Units — YPG), которые, по мнению Анкары, связаны с запрещенными в Турции сепаратистами. И Соединенные Штаты, и Россия выступили против этой операции, а также заключили отдельные сделки с Турцией, предусматривающие прекращение наступления.
Однако и в этих северных районах даже введенный совместный турецко-российский наземный контроль не в состоянии полностью остановить кровавый конфликт, в котором сирийское правительство объединилось с сирийскими курдскими бойцами против общего врага — Турции и связанными с ней сирийскими повстанцами.