Начинается период оценки, пожалуй, самого неоднозначно воспринимаемого человека на планете — российского президента Владимира Путина. Эмоции, которые вызывает этот государственный деятель у многих беспристрастных людей, а также обозревателей и политиков, сегодня неразрывно связаны с тем, как воспринимается Россия. Просто потому, что Путин и Россия вот уже 20 лет для многих — одно и то же. Скоро начнется третье десятилетие, как Путин занимает неоспоримую позицию во главе России. 31 декабря 1999 года он, будучи председателем правительства, неожиданно принял из рук Бориса Ельцина президентские бразды правления страной.
Правда, в том числе о Путине, — это модель, которая возникает при объективном отражении реальности в сознании. Правда — плод доказательств, а не тысячу раз повторенной бессмыслицы в средствах массовой информации. Впервые Путин вызвал бурю эмоций в 2007 году, когда, выступая на Мюнхенской конференции, назвал гегемонистское мироустройство не только «неприемлемым, но и вообще невозможным». Также он предостерег от излишнего применения военной силы в международных отношениях, поскольку это мешает политическому решению конфликтов. По словам Путина, «мы видим все большее пренебрежение основополагающими принципами международного права. Больше того, отдельные нормы, да, по сути, чуть ли не вся система права одного государства, прежде всего, конечно, Соединенных Штатов, перешагнула свои национальные границы во всех сферах: и в экономике, и в политике, и в гуманитарной сфере — и навязывается другим государствам». Путин также отметил парадоксальность позиции западноевропейских держав, сказав, что «страны, в которых применение смертной казни запрещено даже в отношении убийц и других… легко идут на участие в военных операциях, которые трудно назвать легитимными. А ведь в этих конфликтах гибнут люди — сотни, тысячи мирных людей!» Тогда Путин с иронией констатировал, что западные официальные лица прекрасно осознают глубочайшее противоречие между своими политкорректными фразами и поступками, но говорить откровенно и открыто о них считается неприемлемым.
Упущенная возможность
Ухудшение отношений между Западом и Россией, последовавшее после этого выступление Владимира Путина, только раскрыло процессы, которые уже несколько лет протекали незаметно. Россия начала сомневаться в искренности Запада еще тогда, когда главой Службы внешней разведки, а затем министром иностранных дел и премьером был Евгений Примаков (как о том недавно в своих статьях для издания Slovo.sk напомнил словацкий политолог Петер Юза). Именно Примаков предостерегал от расширения НАТО на восток без договора с Россией и первым заявил о необходимости многополярного устройства мировой политики. Нет смысла повторять хронологию волнообразных улучшений и ухудшений в отношениях Запада с новой Россией после 1999 года, когда альянс впервые расширился до российских границ и совершил агрессию против Югославии. Главное, что оба эти поступка Североатлантического альянса поспособствовали приходу Владимира Путина на высший государственный пост России. Тем не менее стоит вспомнить некоторые моменты, которые дадут представление о происходившем тогда.
- В апреле 2015 года винтервью для документального фильма «Президент» Владимир Путин рассказал, как сообщил американскому президенту Джорджу Бушу младшему отом, что некоторые структуры изСША поддерживают исламских повстанцев наКавказе. Буш тогда якобы заявил, что «надерет имзадницу». Через десять дней руководство ФСБ получило отсвоих коллег изВашингтона письмо: «Мыподдерживали ибудем поддерживать отношения совсеми оппозиционными силами вРоссии. Мыполагаем, что имеем натоправо иоставим его засобой впредь». Обэтом ирассказал Путин.
- Поамериканским официальным данным, сфевраля 1993года, когда был подписан соответствующий договор, до2013 года изРоссии вСША для дальнейшей переработки вывезли 13723 тонны низкообогащенного урана для АЭС и475,2 тонны высокообогащенного урана, предназначенного для производства ядерного оружия. Означенное количество высокообогащенного урана дает возможность произвести около 20тысяч ядерных боезарядов.
- Пиком сотрудничества между Россией иНАТО можно считать соглашение отранспортировке боеприпасов иоружия НАТО вАфганистан через Россию. Такой договор заключили виюне 2012года, благодаря чему международные силы вАфганистане (ISAF) под предводительством НАТО смогли воспользоваться наземными ивоздушными трассами, ведущими через Россию, ибазой вповолжском Ульяновске. Москва закрыла эту трассу изБалтийского региона, покоторой вАфганистан доставлялись до40% военных грузов, в2015году, тоесть впериод глубочайшего кризиса вовзаимоотношениях, объяснив свое решение тем, что уISAF закончился мандат отООН.
После того как Советский Союз прекратил свое существование, Россия упорно стремилась войти в круг либеральных стран Запада. Она многим для этого пожертвовала, однако ненасытность некоторых влиятельных групп второй стороны делала невозможным сотрудничество на равноправной основе и вела к коллапсу Российской Федерации.
Ельцинский апокалипсис
Применение реформаторских принципов вашингтонского консенсуса на постсоветском пространстве привело к еще более трагическим последствиям, чем в Центральной Европе. Социальные последствия «шоковой терапии», которая началась в январе 1992 года, подтверждаются данными, которые я позаимствовал у Аргуса Мэддисона, бывшего аналитика ОЭСР. Численность граждан РФ, живущих за чертой бедности, возросла с двух процентов (период до распада СССР) до 50% в период 1993 — 1995 годы. Согласно Международному валютному фонду, безработица выросла с 5,2% трудоспособного населения в 1992 году до 13% в 1999 году. Началось десятилетие демографического спада. К 1999 году рождаемость упала до 1,16 ребенка на одну женщину при необходимых 2,11 для естественного прироста населения (этот уровень в последний раз в России достигался в 1988 году).
Согласно цитируемым данным Ангуса Мэдиссона, по сравнению с 1990 годом ВВП страны сократился только за период до 1998 года на 57,7%. По данным Ивана Калабекова, в 90-х в России, где в экономике традиционно большую роль играет государство, были приватизированы 133 предприятия. Государство выручило за них 65 миллиардов рублей, то есть меньше, чем ему обходилось обслуживание внешнего долга. Калабеков также сообщает, что сегодня очень трудно установить, насколько большой объем денежных средств вывезли из России во время реформ 90-х годов за рубеж. Данные колеблются от 250 миллиардов долларов до 800 миллиардов и даже триллиона рублей, по оценке Ассоциации российских банков. Все это сопровождалось невиданным развалом армии и служб безопасности государства.
Тогда начал формироваться слой олигархов — людей, которые разбогатели благодаря своим связям в кругах политической элиты и которые оказывают большое влияние на политику. Экономисты Мартин Миант и Ян Драгокоупил, обобщая характеристики олигархов в России, говорят о том, что максимального влияния они достигли в конце 90-х годов, когда их насчитывалось от 25 до 30 человек. Их ядро образовывала группа, называемая Семибанкирщиной. "Свое влияние как банкиров олигархи обменяли на контроль над ключевыми предприятиями, прежде всего в сфере переработки ископаемых, полученными по бросовым ценам. «Таким образом, в конце 90-х годов более 50% производства в российской экономике были сосредоточены в руках десяти «интегрированных бизнес-групп», которые контролировались олигархами.
Россия, как птица Феникс
После прихода Владимира Путина на пост президента 20 лет назад ситуация изменилась. Согласно последним данным Международного валютного фонда, в 2004 году размер ВВП впервые превысил уровень, державшийся в начале ельциновских реформ. Судя по данным, на ориентированной на Запад российской экономике сказались мировой кризис 2008 года и санкции, введенные после присоединения Крыма к России. Снижение уровня жизни после прихода Путина в Кремль удалось остановить. Олигархов поделили на тех, кто работает на глобализационные силы с центром на Западе, и тех, кто помогает российскому государству. Первый удар был направлен на тех, кто контролировал важные СМИ и настраивал их против нового правительства в Кремле (Борис Березовский, Владимир Гусинский), а также против тех, кто связывал свою экономическую деятельность с иностранными интересами (Михаил Ходорковский). Арест Ходорковского в 2003 году можно считать моментом передела, когда олигархи утратили возможность напрямую навредить энергетической безопасности России, и переломной точкой в процессе создания суверенного российского информационного пространства. Удалось сохранить некоторые секторы, прежде всего в области энергетики, восстановить некоторые производственные отрасли, в том числе космическую и оборонную. Кроме того, если при СССР Россия импортировала зерно, то теперь она превратилась в крупнейшего экспортера пшеницы в мире (в 2018 году на нее приходились 20,5% мирового экспорта). Москва также вспомнила, что после распада СССР около 25 миллионов этнических русских остались за границами России. Например, два прибалтийских государства-члена ЕС и НАТО превратили русское меньшинство в особенную категорию «недограждан». Я уже не говорю об украинских языковых законах.
Сегодня Российская Федерация проходит через сложный процесс самоидентификации после того, как советские и постсоветские элиты проявили свое бессилие. Этот процесс не завершился в частности и потому, что созданная Путиным стабильность обусловлена равновесием между противоположными группами интересов. Либералы, по-прежнему заискивающие перед Западом, и оставшиеся олигархи уравновешивают силу патриотов, ориентированных на строительство сильного государства. Формулирование федеральных проектов до 2024 года — шаг в верном направлении, и все же по своей конкретности они уступают динамике Китая. Кроме того, пока медленный экономический рост сопровождается несправедливым распределением прибылей и масштабной коррупцией (согласно Генеральной прокуратуре РФ за первые восемь месяцев 2019 года были выявлены более 180 тысяч коррупционных преступлений, а это больше, чем в прошлом году на 3,6%). В 2018 году сократилось население — почти на сто тысяч человек. Эмиграция из России выросла до рекордного уровня с 1993 года, но иммиграция в Россию была еще больше, так что общий миграционный прирост превысил сто тысяч человек. Не удается соответствующим образом увеличивать численность населения Дальневосточного Федерального округа, продолжается сокращение население стратегически важного Приморского края, начавшееся еще при Ельцине. К этому также нужно прибавить традиционный гиперскептицизм и даже нигилизм многих российских интеллектуалов…
Враг Путин
У России много проблем, однако в создании одной из них активное участие принимают политики из Европейского Союза и НАТО. Путин не устраивает их, прежде всего, потому, что ему удалось остановить развал российской государственности, который в итоге должен был позволить отдельным западным бизнесменам завладеть российскими природными богатствами и привести к фактическому распаду самой Российской Федерации. На голову российского президента обрушивается масса личных оскорблений, а также лавина примитивной критики из-за якобы «ностальгирующего реваншизма», некоторые формы которого недавно описал великолепный обозреватель Ярослав Башта. Однако есть два основных лейтмотива антипутинской пропаганды, доминирующие в последние годы.
Прежде всего, защита естественных российских национальных интересов выдается за попытку силой расширить Россию до географических размеров Советского Союза. И эта пропаганда совершенно не учитывает, что в 2018 году военный бюджет России был примерно в 15,6 раз меньше, чем военные расходы НАТО.
Вторая часть пропагандистской кампании приписывает Путину (без убедительных доказательств) то, что он привнес в политику элементы работы некоторых спецслужб, где ликвидация предателя считается производственной необходимостью.
Владимир Путин отличается способностью откровенно говорить с простыми людьми, с сотнями журналистов и улавливать ход мыслей руководителей из других стран. Кроме того, для Путина характерна работоспособность, целеустремленность и, что немаловажно, неподдельный патриотизм. Благодаря всему этому он занял бесконкурентную позицию на российской политической арене, а также снискал уважение многих людей за рубежом. Тем самым он создал проблему, ведь его так трудно заменить. Все это происходит в момент, когда в активную политику приходит поколение, которое уже не помнит ельциновской катастрофы и которое не хочет больше видеть одни и те же лица. Похоже, создание нового консенсуса потребует от президента довольно радикальных кадровых изменений, в первую очередь в правительстве. В истории не раз случалось, что зависимость социально-политического равновесия от одного человека приводила к глубокому кризису.