Очень часто мифы, попав в сознание человека, укрепляются в нем. Сам Йозеф Геббельс, министр пропаганды Адольфа Гитлера, сформировал одиннадцать базовых правил, с помощью которых он проникал в умы жителей страны и, упростив и исказив действительность, добивался того, что его ложные утверждения принимали без возражений. Благодаря его фильмам, памфлетам и сфальсифицированным новостям в газетах немцы поверили в такие полуправдивые события, как то, что подразделения немецких танков прорвали оборону Польши, не понеся практически никаких потерь, хотя противотанковыми орудиями было уничтожено огромное количество боевых машин. Но были и более преувеличенные ложные сведения, например, о том, что во времена Второй мировой войны военная промышленность Третьего Рейха превосходила по производительности промышленность Антигитлеровской коалиции.
Это один из десятков выводов, к которым в своей новой книге «Визуальная история Второй мировой войны» (2019) пришел глава журнала «Войны и история» и автор многих книг о Восточном фронте Жан Лопес. Название книги отчасти обманчиво, но это даже к лучшему. Читателю может показаться, что сейчас он увидит самые разнообразные фотографии, а на самом деле в книге собраны тысячи сведений, представленных в десятках графиков. Например, несмотря на то, что нам всегда рассказывали, 60% людей были убиты или ранены в результате использования артиллерийских орудий, а не новейших танков. И ведь в Первую мировую войну произошло то же самое.
В глаза сразу бросаются данные, в которых сравнивается производство вооружений основных стран-участников боевых действий с 1939 по 1945 год. Цифры потрясают, а также показывают, что немецкая промышленность не была такой эффективной, как все считали. Например, Соединенные Штаты лидировали в производстве грузовых автомобилей (всего 2 382 311 или 62,5% от общего числа), а СССР разгромил всех в пух и прах в производстве танков, собрав всего-то 105 251 экземпляр (38,4% от общего числа во времена Второй мировой войны). Напротив, Адольфу Гитлеру удалось произвести 300 тысяч грузовиков и чуть больше 46 тысяч танков. Но неоспоримым фактом является то, что с 1943 года Третий Рейх решил сделать ставку на сверхтяжелые танки (как «Тигр»), чтобы защититься от врагов, нацелившихся на Берлин.
Превосходство союзников
В своей книге Лопес развеял самые разные мифы. Для начала он доказал, что в первый этап Второй мировой войны экономический потенциал Германии был гораздо ниже, чем у стран Антигитлеровской коалиции. Что вполне логично, ведь после поражения в Первой мировой войне по Версальскому мирному договору Веймарская республика была вынуждена выплатить победителям такие огромные военные репарации, что последний платеж был произведен только в 2010 году. «В период с 1939 по 1942 год ВВП стран оси составляла три четвертых от ВВП их противников», — объясняет автор. По его словам, Германии удалось загнать Антанту в угол лишь благодаря правильному использованию неожиданных нападений и стратегии блицкриг.
Всё начало меняться летом 1940 года, когда Третий Рейх нанес поражение Франции при помощи уже упомянутой молниеносной войны Гейнца Гудериана. Лопес пишет, что с этого момента истощение ресурсов Франции позволило оси Рим — Берлин «достичь уровня ВВП на 25% выше, чем у Великобритании». Подобная ситуация сохранялась до 1942 года, когда немецкие танковые войска были разбиты в Сталинградской битве, и эпоха блицкрига закончилась. «На втором этапе войны, после того как у союзников появилось время восполнить серьезную нехватку военных ресурсов, они смогли восстановить свой снизившийся экономический потенциал», — добавляет Лопес.
Именно тогда США и СССР с помощью некоторых стран Латинской Америки и Ближнего Востока соответственно превзошли гитлеровскую коалицию «по количеству, качеству и разнообразию». «В 1942 году ВВП союзников превышал этот же показатель нацистского блока в два раза, в 1944 — уже в три, а в начале 1945 года — в пять». По словам французского автора, те же данные мы получаем при сравнении уровня развития разных государств. Германия была единственной страной оси, которая могла что-то противопоставить противникам. И хотя кажется, что Вторая мировая война была совсем недавно, когда она началась «Италия, Япония и СССР были развивающимися странами с непродуктивным сельским хозяйством и скромными технологическими достижениями».
Танки и бронированные машины
Если же говорить о вооружении, то здесь потенциал союзников был еще выше. Лопес решительно утверждает, что в этой сфере Третий Рейх начал проигрывать в 1943 году, когда Красная армия нанесла поражение его войскам, осаждавшим Сталинград, и начала возвращать потерянные территории. До этого момента у Гитлера были страны-спутники, захваченные регионы, которые, как объясняет в книге «Тень Гитлера» Пьерпаоло Барбьери, представляли собой маленькие промышленные центры Рейха. Союзники начали медленно, но верно освобождать страны, где нацисты добывали нефть и другие сырьевые ресурсы. Это и стало приговором для страны, которой уже их не хватало.
По словам Лопеса, после поражения под Сталинградом «три основных противника Рейха воспользовались преимуществами, которых у него не было». А именно: стали массово производить то, что «получалось у них лучше всего» (остальное можно было приобрести у союзников); использовать сырье, которого в их случае было предостаточно; создавать отменные виды вооружений, прежде всего, транспортные средства, самолеты, военные суда, взрывчатку, артиллерийские орудия и радары, и пользоваться тем, что их центры производства и шахты находились далеко от линии фронта и бомбардировок люфтваффе. Американские солдаты сражались во Второй мировой войне вдали от своей родины, поэтому производство США никогда не подвергалось опасности и им удалось занять лидирующую позицию. У них была возможность производить больше, чтобы продавать излишки за огромные суммы.
СССР не отставал и решил сделать ставку на массовое производство танков и артиллерийских орудий. Его заводы были сосредоточены на изготовлении сокрушительных танков T-34, отличившихся на первом этапе Второй мировой войны и не сдававших обороты до самого конца конфликта. «Проект танка Т-34 оказал огромное влияние. Его новаторская конструкция давала ему преимущества над любым другим средним танком тех времен с точки зрения основных боевых, защитных и ходовых характеристик. Броня толщиной 32 миллиметра была установлена под наклоном, компактный и мощный дизельный двигатель был не таким капризным, как его бензиновые предшественники. Также у танка была литая башня, а не сварная из катанных броневых листов», — подтверждает военный историк Роберт Кершоу в книге «Танкисты».
До конца Второй мировой войны в СССР было собрано 105 251 бронированная машина, из которых около 35 тысяч были танками T-34-76, одна из первых версий, вооруженная более легкой пушкой, и 20 тысяч танков T-34-85, которые были лучше оснащены и использовались на разных фронтах. Что же касается артиллерии, то в СССР было произведено всего-навсего 516 648 пушек… 47,9% от общего числа орудий, произведенных всеми странами, участвовавшими в конфликте! То, насколько это большая цифра, становится очевидным, когда мы осознаем, что вторыми в списке стоят США с 257 390 орудиями. Германия же оказалась на третьем месте (159 144 или 14,7% от общего числа).
Случай Третьего Рейха необходимо рассмотреть отдельно. Официально Германии удалось собрать 46 857 танков. Таким образом, она значительно отставала от США, которые произвели 88 610 танков, и от СССР. Однако также известно, что на последнем этапе Второй мировой войны Германия сделала ставку на сверхтяжелые танки, которые могли вступать в сражения с большим количеством врагов. Разнообразие убило Гитлера. «Они были вынуждены производить все виды вооружений, поэтому постоянно сталкивались с необходимостью "делить тришкин кафтан"», — добавляет Лопес. По сути, было выпущено около 9 тысяч танков T‑IV (19% от общего числа), стержня немецких танковых войск.
Среди самых известных видов вооружений Третьего Рейха необходимо отметить известный танк «Тигр». 57-тонный бронированный зверь, который мог нанести удар на расстоянии до трех километров. В передней части толщина его брони составляла 100 миллиметров, что делало его почти неуязвимым к большинству вражеских противотанковых орудий. А вооружен он был мощной пушкой калибра 88 мм, идеальной, чтобы уничтожить любой танк, который встанет у него на пути. Его производство не было массовым: до конца Второй мировой войны было собрано около 1 350 экземпляров.
По морю и по воздуху
Несмотря на то, что немецкие военно-воздушные силы наряду с британскими были самыми значемыми во времена Второй мировой войны, не Рейх произвел больше всех воздушных судов. Эта честь выпала Соединенным Штатам (328 373 самолетов). На втором месте оказалась Германия, сконструировав чуть больше половины от всех американских самолетов (194 542), за ней СССР (162 724), Великобритания (134 386) и Япония (79 521). Вновь союзники могли сосредоточиться на том, что у них получалось лучше всего. «США поставляли всевозможные приборы, британцы занимались производством истребителей и стратегических бомбардировщиков, в то время как СССР решил оставить эту последнюю сферу и сосредоточить все свои средства на строительстве тактических бомбардировщиков и истребителей», — добавляет автор.
Что касается морских судов, то страны гитлеровской коалиции сконцентрировались на производстве подводных лодок и эсминцев. Германия была уверена, что таким образом сможет окружить Великобританию и помешать прибытию конвоев с продовольствием и оружием из Соединенных Штатов. Доказательством тому служит тот факт, что Третий Рейх сконструировал ни много ни мало 1 156 подводных лодок, почти в пять раз больше, чем США, которые оказались на втором месте. Чтобы противостоять тактике «волчьих стай», американцы решили производить авианосцы. Всего они сконструировали 141 экземпляр, в десять раз больше, чем британцы и японцы. При помощи самолетов, которые находились на их борту, можно было в открытом море охотиться на бесшумных убийц Гитлера.