В спортивном зале финского города Ювяскюля стоит молодой россиянин спортивного вида. В его взгляде читается робость, в рукопожатии — осторожность.
«Приятно познакомиться», — говорит 20-летний Илья Тузов на чистом финском языке.
Тузов показывал хорошие результаты в метании копья уже в детстве. В семь лет он достигал больших успехов, чем его старшие соперники. Главным кумиром подростка был Теро Питкямяки (Tero Pitkämäki, финский метатель копья, чемпион мира 2007 года и бронзовый призер Олимпийских игр в Пекине, прим. перев.). В 2015 году на Европейском юношеском Олимпийском фестивале Илья Тузов выиграл золото, бросив 700-граммовое копье на 69,67 метров.
После этого Тузов больше не участвовал в международных соревнованиях.
В 2016 году стало известно о существовании в России допинг-системы, которая была организована на государственном уровне. Последний поворот в этой истории произошел в декабре 2019 года, когда Всемирное антидопинговое агентство ВАДА отстранило Россию от участия в соревнованиях на четыре года. Россия не сможет участвовать в Олимпийских играх и чемпионатах мира в течение четырех лет из-за манипуляций с допинг-тестами.
Российский антидопинговый комитет РУСАДА сообщил, что намерен обжаловать решение в Спортивном арбитражном суде (CAS). Предполагается, что судебный процесс может затянуться вплоть до Олимпиады в Токио.
Решение ВАДА будут применять на практике уже сами международные спортивные федерации. Международная ассоциация легкоатлетических федераций (World Athletics) очень строго соблюдает решения ВАДА, и российские спортсмены могут участвовать в соревнованиях только в том случае, если продемонстрируют чистые пробы на допинг.
Илью Тузова тоже прижали к стене. Его не выбрали в тестовый пул. В связи с этим он не получил разрешение на участие в соревнованиях Международной ассоциации легкоатлетических федераций, поскольку одним из критериев было вхождение в тестовый пул.
Тузов также не входил в тестовый пул РУСАДА, поскольку еще не достиг в своем виде спорта значительных результатов. В пуле РУСАДА числятся ведущий копьеметатель России Дмитрий Тарабин (результат прошлого сезона — 85,25 метра), Борис Бездольный (76,28 метра) и Иван Филиппов (75,68 метра).
Таким образом, последние годы Илья Тузов не соревновался. Он тренировался и не знал, когда попадет на соревнования в следующий раз.
«Тяжело сохранять мотивацию и просто ходить на тренировки. Мне нужен адреналин соревнований и конкуренция, чтобы оценивать свои возможности. Хочется видеть и результат тренировок», — говорит Тузов, перешедший на довольно беглый английский.
Мечты были забыты
Когда в 2017 году Илья Тузов приехал в Университет прикладных наук города Ювяскюля, чтобы изучать логистику, он уже перестал думать о метании копья. Россияне не были допущены до соревнований, а сам Илья получил травму локтя. Мечта стать копьеметателем ушла на задний план. Он разрабатывал руку и после выздоровления начал играть в американский футбол в университетском клубе «Ренегейдс» (Renegades).
«Конечно, я люблю спорт, но я не думал о том, что продолжу карьеру профессионального спортсмена. Один раз я пришел в зал Объединения легкоатлетов Ювяскюля, постучал в дверь и спросил у главного тренера легкоатлетов Яркко Финни (Jarkko Finni), могу ли я участвовать в тренировках. Яркко спросил у тренеров, кто мог бы меня взять, и в 2018 году я начал тренироваться», — рассказывает Илья Тузов.
В 2018 году личным тренером спортсмена стал Харри Лейвонен (Harri Leivonen). Раньше Тузов тренировался раз в неделю в районной спортивной школе, специализирующейся на метании копья. За прошедший год он зарекомендовал себя прилежным спортсменом, который тренируется шесть раз в неделю.
«После первого сезона Илья спросил, может ли он тренироваться с нашей командой. Нам тоже был нужен копьеметатель, чтобы стимулировать других спортсменов. Его сильная черта — хороший бросок. Над другими характеристиками еще нужно поработать. Нам нужно работать над мощностью броска», — говорит Лейвонен.
«Илья — прилежный спортсмен и вежливый молодой человек. После тренировки он не забывает пожать всем руку, даже если тренировка была немного сложнее, чем обычно», — улыбается тренер.
Неопределенность иногда отражается и на тренировках. Тузов внимательно следил за решениями ВАДА и Международной ассоциации легкой атлетики. Решения спортивных организаций порой омрачают настроение спортсмена. Это замечает и тренер.
«Обычно он оптимистичен, но неприятности все же отражаются на тренировках. В такие моменты он не всегда может показать лучший результат. Мы всегда стараемся подбадривать его в сложные моменты», — говорит Харри Лейвонен.
Осень 2019 года принесла хорошие новости
Летом 2019 года Тузов добился нового для себя результата — броска 800-граммового копья на 71,27 метра. Харри Лейвонен надеется, что в 2020 году он улучшит свои показатели. Взрослые спортсмены-мужчины могут бросить копье на 80 метров, но для этого нужно много тренироваться.
«Пока тяжело сказать, каких результатов он может достичь со своим уровнем, но в 2018 году он неоднократно улучшал свои показатели. При регулярных тренировках можно ежегодно продвигаться на пару метров. Он бросает копье с хорошей скоростью, и это заряжает его энергией», — говорит тренер.
Осенью 2019 года российский спортсмен получил хорошие новости. Центр спортивной этики Финляндии (SUEK) принял Илью Тузова в тестовый пул в порядке исключения.
«Моя жена работает в офисе Объединения легкоатлетов Ювяскюля. Она неоднократно связывалась с Центром спортивной этики, и они наконец приняли Илью. Илья уже три года учится в Финляндии и тренируется в финском учреждении. Он не сотрудничал с российскими организациями, и Центр спортивной этики Финляндии в качестве исключения принял Илью», — рассказывает Харри Лейвонен.
Россиянин дважды проходил тестирование на использование допинга, и обе пробы, по словам тренера, были чистыми. Если третий тест тоже будет чистым, Тузов сможет получить разрешение на участие в соревнованиях в 2020 году.
«Похоже, летом 2020 года он сможет принять участие в соревнованиях. Должно быть, он будет очень воодушевлен. Спортсмен живет соревнованиями, и они точно придадут ему сил», — говорит Лейвонен.
Руководитель отдела тестовых испытаний Центра спортивной этики Финляндии Катья Хуотари (Katja Huotari) не прокомментировала спортивной редакции «Юле» (Yle Urheilu) информацию о вхождении отдельных спортсменов в тестовый пул, а также то, числятся ли в финском тестовом пуле другие российские спортсмены.
Тузов говорит, что в общей сложности заплатил за тесты 500 евро, но он очень рад тому, что имеет возможность пройти тестирование. Илья рассказывает, что само тестирование проводится довольно необычно.
«Очень странно, когда к вам в дом приходит какой-то финн, говорящий только по-фински, и сообщает: „Привет, допинг-контроль". Во второй раз они пришли в девять вечера, посидели со мной над домашними заданиями, а потом взяли у меня пробу», — со смехом вспоминает Тузов.
«Нужно пройти еще один тест, но я пока не знаю, когда. Тесты всегда проводят неожиданно. Сейчас я — спортсмен Объединения легкоатлетов Ювяскюля, но я смогу тренироваться и в России, если захочу. Сейчас у меня появилась мотивация опять принимать участие в соревнованиях, еще год назад этого не было».
Включение Тузова в тестовый пул другой страны — исключение. Ему известен только один подобный случай — Дарья Клишина, прыгунья в длину. Клишина стала единственной российской легкоатлеткой, принявшей участие в Олимпиаде 2016 года в Рио-де-Жанейро.
Тузов знает, что многие спортсмены находятся в таком же тупике, что и он сам. Это очень его расстраивает.
«Я сочувствую своим друзьям. Все мои коллеги по спорту — „чистые", но они стали заложниками ситуации. В тренировочных лагерях они тренируются сутки напролет по десять месяцев, и все это — впустую. Мне кажется, это нечестно», — говорит Тузов.
«Похоже, сейчас за допинг-пробы российских спортсменов никто не отвечает. Знает ли о моем случае РУСАДА? Я ничего им не рассказывал».
Молодой копьеметатель разочаровался в руководстве РУСАДА
В 2016 году миру стало известно о существовании в России контролируемой государством допинг-системы. С тех пор в допинг-скандале произошло много поворотов. Например, российские спортсмены, доказавшие свою чистоту, получили право выступать на престижных соревнованиях под нейтральным флагом. Из-за последнего запрета от соревнований отстранены не только российские легкоатлеты, но и представители других видов спорта, которые находятся в ведении ВАДА.
«Всегда есть кто-то, кто хочет быстрых результатов. Я не знаю людей, которые употребляют допинг. В этом все и дело. Никто ничего не знает, но всегда есть кто-то, кто употребляет допинг», — говорит Тузов.
Илья Тузов считает, что в большом спорте вряд ли когда-нибудь настанет такой момент, когда никто не будет употреблять допинг. Он особенно сильно разочарован в руководстве РУСАДА.
«Если честно, ответственных лиц в РУСАДА надо было сменить еще давно, но все остается по-старому. Кажется, сменили только президента. Всегда говорят, что мы развиваемся, но на самом деле все становится только хуже. Никто не отвечает за ошибки других».
Тренер Харри Лейвонен понимает решения ВАДА и Международной организации легкой атлетики, но считает их слишком суровыми в отношении молодых спортсменов. Он думает, что многие могут принять решение уйти из спорта, если путь в международные соревнования будет закрыт.
«Россия нарушила правила большого спорта, и в этом смысле я понимаю решение ВАДА. Но в отношении молодежи это очень сурово. Не думаю, что все употребляют допинг».
Лейвонен и Тузов начинают тренировку. В программе на день — бег, тренировка в зале и отработка бросков.
Молодой спортсмен говорит, что неопределенность в отношении своей дальнейшей спортивной судьбы потребовала от него много терпения, и занятия последних лет помогли ему улучшить свои результаты. Он очень благодарен своему тренеру за помощь и поддержку. Илья Тузов не уверен в своем будущем, но после получения образования он хотел бы найти работу в Финляндии.
«Сейчас я мотивирован заниматься метанием копья на все сто процентов. В следующем году я надеюсь преодолеть черту в 75 метров. Посмотрим, как далеко я продвинусь. Я выступил на Олимпийском фестивале всего раз и победил. До чемпионата мира мне еще далеко, а вот в чемпионате Европы уже можно попробовать поучаствовать», — говорит Тузов.