Я не согласен с мнением Энтони Робинсона (Anthony Robinson) от 30 января о предстоящей 75-й годовщине победы союзников над нацистской Германией.
В утверждении, что Вторая мировая завершилась триумфом Советского Союза, и что Восточную Европу от нацизма освободила Красная Армия никакого «криптосталинизма» нет. Это исторический факт, подвиг, стоивший жизни 8 миллионам советских солдат. Бои на Восточном фронте были особенно жестокими вовсе не потому, что в них сошлись две равно отвратительные диктатуры, а потому, что Гитлер вел против Советского Союза войну на уничтожение — не в последнюю очередь против его еврейских граждан, один миллион которых стали первыми жертвами Холокоста.
Также нет никакой нужды требовать от России, чтобы та, как пишет господин Робинсон, признала «жизненно важный вклад демократий». Сталин признал важность помощи Запада еще во время войны, Советы сделали это снова уже после нее, и я сам посетил немало выставок уже в современной России, где чествуется вклад союзнических солдат, моряков и летчиков, которые рисковали жизнями при доставке грузов.
По моему мнению, президент Владимир Путин искренне пытался примириться, как выразился господин Робинсон, с «печальным тоталитарным прошлым России». Верно, что в последние годы Путин стал чаще высказываться в защиту советской истории — не в последнюю очередь в связи со Второй мировой войной. Но это понятная реакция на поток антироссийской пропаганды, наводнившей западные СМИ.
Джефри Робертс — почетный профессор истории, Университетский колледж Корка, Ирландия