Атака войск сирийской армии на турецких военных в Идлибе так или иначе столкнула Анкару и Москву друг с другом. После атаки, в результате которой семь турецких военных и один сотрудник гражданского персонала погибли, от двух стран стали исходить сигналы, содержащие и полемику.
Президент Реджеп Тайип Эрдоган обратился к России: «Наш собеседник — сирийский режим, не стойте у нас на пути». А министерство обороны России в ответном заявлении сообщило, что Москва не была заранее проинформирована о передвижении турецкого конвоя, который подвергся атаке. При этом официальный представитель Кремля Дмитрий Песков заявил, что российские и турецкие военные находятся в постоянном контакте по ситуации в Идлибе.
Предполагалось, что события, связанные с Идлибом — последним крупным регионом, который войска сирийской армии еще не взяли под контроль, рано или поздно столкнут Турцию и Россию лицом к лицу. Несмотря на то что «меморандум по Идлибу», подписанный между двумя странами 17 сентября 2018 года, содержит очень четкий и сжатый график, его никак не удавалось претворить в жизнь. Затянувшийся процесс размежевания радикалов и умеренных в рядах вооруженных групп, противостоящих сирийскому правительству, вызвал споры между двумя столицами. Время от времени то Турция, то Россия делали заявления, в которых обвиняли друг друга в несоблюдении меморандума. Чтобы попытаться понять все эти события, необходимо обратить внимание не только на Идлиб, но и Сирию в целом и даже в более общем смысле на ход развития турецко-российских отношений в последние годы.
Тактическое сотрудничество
Переломным моментом в отношениях Турции и России стало уничтожение турецкими истребителями российского самолета 24 ноября 2015 года на основании нарушения турецкого воздушного пространства. После девяти месяцев кризиса состоялось примирение, но за последнее время баланс сил в Сирии сильно изменился, бразды правления в значительной степени перешли в руки русских. Россия и Турция, которые до 24 ноября 2015 года находились на противоположных фронтах, под влиянием условий начали сотрудничать друг с другом. Две страны знали, что в противном случае они не смогут достичь своих целей в Сирии, и понимали, что интересы должны возобладать над разногласиями и амбициями. Словом, сотрудничество Турции и России в Сирии было обусловлено тактическими причинами и, казалось, однажды неизбежно подойдет к концу. На фоне последних событий в Идлибе поневоле возникает вопрос: в турецко-российских отношениях начался разрыв?
Судя по относительно умеренным заявлениям сторон, сделанным после атаки на турецких военных, можно сделать вывод, что две страны пока не готовы поставить точку в процессе сотрудничества.