В конце концов понадобилось всего лишь одно письмо, чтобы парализовать самый важный и самый проблемный германо-российский энергетический проект. Американский сенатор Тед Круз (Ted Cruz) обратился в «глубокоуважаемому» Эдварду Хеерема (Edward Heerema), владельцу специализированной строительной фирмы «Олсиз» (Allseas), и пригрозил уничтожить его компанию как экономический субъект.
«Если „Олсиз“ еще хоть один день продолжит работу над завершением балтийского газопровода „Северный поток — 2“, — написал Круз, — Ваше предприятие столкнется с подавляющими и потенциально угрожающими его существованию юридическими и экономическими санкциями». Хеерема уступил давлению. В конце декабря он приказал свои судам вернуться в порт, до того момента они прогладывали одну трубу за другой по морскому дну южнее острова Борнхольм. Сейчас работы остановлены, и никто не знает, как долго сохранится подобная ситуация. Компанию «Олсиз» с ее технической компетенцией заменить трудно. Соответственно велик гнев Берлина и Москвы в отношении США… и отчаяние от собственного бессилия. Санкциям американцев европейцы пока ничего противопоставить не могут.
А в скором времени американцы могут нанести следующий удар по «Северному потоку — 2». Если Россия попробует достроить оставшиеся километры газопровода по дну Балтийского моря, то Палата представителей и Сенат готовы принять следующий санкционный закон, о чем говорят в дипломатических кругах в Вашингтоне.
На этот раз он будет направлен против европейских инвесторов, участвующих в проекте, или, возможно, против фирм, собирающихся покупать газ, если он когда-нибудь все-таки поступит по газопроводу. Как говорят, всё это может произойти очень быстро, не исключено, что еще в феврале или марте.
Берлин не хочет провоцировать
Экономические круги встревожены: «Нам известно, что американцы твердо решили не допустить ввода в эксплуатации „Северного потока — 2“», — сказал официальный представитель германского энергетического концерна «Юнипер» (Uniper), одного из инвесторов газопровода. По его словам, о «возможных дальнейших акциях американцев» в концерне догадок строить не хотят, но «внимательно следят за развитием событий».
Что, если американцы действительно не остановятся? Учитывая действенность американских торговых санкций, «Северному потоку — 2» нужно настроиться на худшее. Газопровод, обошедшийся в десять миллиардов долларов, грозит превратиться в замороженный объект на дне Балтийского моря. Но немецкое правительство считает, что еще не все потеряно. Оно рассчитывает на то, что газопровод можно будет завершить «в разумные сроки». Ведь он почти готов. Осталось проложить всего 150 километров двухниточного газопровода между Россией и Германией.
Россия намерена завершить строительство своими силами. На техническую поддержку Германии она в этой ситуации рассчитывать не может. В Берлине поостерегутся раздражать американцев еще больше. Вместо этого федеральное правительство делает ставку на дипломатию. «Мы прилагаем все усилий для снятия санкций США, чтобы далее ничто не мешало завершению строительства „Северного потока — 2“», — пояснил один видный дипломат.
А вот коалиционные партии настроены по-боевому. «Мы приложим все силы для завершения проекта „Северный поток — 2“. Германия и ЕС не позволят Вашингтону диктовать им энергетическую политику», — говорит ответственный за экономическую политику представитель фракции СДПГ Бернд Вестфал (Bernd Westphal).
В первую очередь изменить настрой американцев якобы должно благополучное разрешение газового конфликта между Россией и Украиной. «Успешное заключение нового долгосрочного договора о транзите русского газа через Украину — еще одно доказательство того, что „Северный поток — 2“ не может угрожать транзиту газа через Украину», — говорится в заявлении министерства иностранных дел Германии. Там же высказывается надежда, что американцы все-таки убедятся, что «Северный поток — 2» не угрожает экономическому существованию Украины.
Осторожный тон Путина
Однако до сих пор на подобные аргументы Вашингтон не реагировал. Россия воспринимается в США как соперник в борьбе за влияние. Как демократы, так и республиканцы поставили себе цель противодействовать стремлению Путина к созданию зон влияния и наказать русских за вмешательство в предвыборную борьбу 2016 года. Прежде всего, этим целям служит саботирование «Северного потока — 2».
Поэтому санкции лишь опосредованно связаны с торговой войной Дональда Трампа. «Торговые санкции США против России намного сильнее продвигаются Конгрессом, чем администрацией Трампа», — говорит старший научный сотрудник Вашингтонского Института Петерсона Джейкоб Киркегаард (Jacob Kirkegaard).
Помимо немецких компаний «Юнипер» (Uniper), «Винтерсхалл Дэа» (Wintershall Dea) в «Северном потоке — 2» задействованы французская «Энжи» (Engie), австрийская «ОМФ» (OMV) и британско-нидерландская группа «Шелл» (Shell). Они финансируют проект на 50 %. Российский газовый концерн Газпром — владелец и эксплуатант газопровода.
В первые дни после введения санкций против «Олсиз» сторонники проекта еще не теряли оптимизма. По их мнению, торговые санкции хотя и являются препятствием и, возможно, повысят стоимость проекта, но в конечном итоге их можно будет обойти. «Проект настолько продвинут, что удастся найти средства и методы, чтобы свести санкции на нет», — так цитировали в декабре заявление одного из представителей отрасли.
Но теперь сторонники газопровода ведут себя более сдержанно. Даже российский президент Владимир Путин, который в иных случаях любит демонстрировать свой боевой дух, высказывается осторожно. Когда во второй половине января в Москве он вышел к прессе с федеральным канцлером Ангелой Меркель, то не захотел называть конкретных сроков. «Надеюсь, что работы будет завершены до конца текущего года или в первом квартале следующего года, и газопровод будет введен в эксплуатацию», — сказал Путин.
Бескомпромиссная жесткость, с которой действуют американцы, удивила всех: как менеджеров «Норд Стрим 2 АГ», так и правительства в Берлине и Москве. Ведь в санкционном законе американского конгресса, как это обычно бывает в таких случаях, предусмотрен переходный период.
Он должен был составлять 30 дней. Предположительно, этого могло бы хватить, чтобы доделать газопровод. Но Круз своим письмом дал ясно понять, что экономические санкции против трубоукладочных компаний вступят в силу немедленно. Даже против Ирана американцы не действовали столько категорично.
Целенаправленные санкции против «Олсиз» оказались умным шахматным ходом. «Олсиз» располагает особыми техническими способностями, вызывающими зависть во всем мире. Благодаря своим судам — огромному «Пайониринг Спирит» (Pioneering Spirit) и более мелкому «Солитэру» (Solitaire) — компания способна прокладывать газопроводные трубы в морях на большой глубине и в сложных погодных условиях. Найти замену компании с такой компетенцией нелегко.
Контрсанкции маловероятны
Тем не менее русские хотят попытаться это сделать, переоборудовав собственные суда. Самым вероятный кандидат, который мог бы взять на себе прокладку последних километров — это «Академик Черский», построенный в 2015 году российский корабль-трубоукладчик, который отвечает условиям работы в датских территориальных водах. Но, согласно сообщениям в прессе, «Академик Черский» находился в последнее время на Дальнем Востоке России недалеко от Владивостока.
Как говорят эксперты, только переход судна в Балтийское море займет около двух месяцев. Другое российское трубоукладочное судно «Фортуна», замеченное на днях в порту Мукран на острове Рюген, годится по мнению экспертов только для прокладки труб по мелководью или в прибрежной зоне и поэтому как запасной кандидат отпадает.
Тревога в немецкой экономике растет. «Без российского газа честолюбивые цели Германии по защите климате в кратко- и среднесрочной перспективе осуществить не удастся, если мы хотим сохранить приемлемые цены на электричество и соответственно энергоемкую промышленность», — предостерег председатель Восточного комитета германской экономики Оливер Хермес (Oliver Hermes) недавно в одном из своих выступлений. Его вывод: ЕС должен научиться сопротивляться. «Если мы не найдем действенного ответа на подобные экстерриториальные санкции, то европейская экономика превратится в игрушку в руках американцев и китайцев», — высказал опасение Хермес.
Противоядие имеется, но европейцы не решаются им воспользоваться. Так же как ЕС отреагировал контрпошлинами на американские пошлины, он мог бы ответить на санкции против европейских фирм санкциями против фирм американских. В военном отношении ЕС может быть и карлик, но в экономике он — тяжеловес, даже по отношению к США.
Для американских компаний европейский рынок так же важен, как и американский для компаний из Европы. Контрсанкции были бы восприняты в США болезненно. Однако правительство в Вашингтоне, вероятно, будет рассматривать подобное решение европейцев как ультимативную эскалацию. Ее последствия для трансатлантических отношений предсказать трудно.