Третьего февраля один из самых влиятельных российских депутатов Вячеслав Никонов открыл в Госдуме посвященную 75-летию Ялтинской конференции выставку «Ялта 1945. Правда о Победе. Уроки истории».
Речь Никонова на открытии выставки, как и опубликованная им позже запись в блоге, привлекли к себе внимание. Вячеслав Никонов не согласен с западной трактовкой исторических событий и не разделяет мнение Запада о Европейском союзе.
«Сейчас вокруг истории идет очень острая борьба. Нас обвиняют, вплоть до принятия специальной резолюции Европарламента, в том, что Советский Союз несет равную ответственность с фашистской Германией за Вторую мировую войну», — пишет Вячеслав Никонов в комментарии для газеты «Взгляд».
По мнению Никонова, Евросоюзу стоит задуматься о том, какие страны остались в его составе.
«После того, как Великобритания вышла из Евросоюза, в ЕС практически не осталось ни одной страны, которая не была бы участницей нацистской оси, либо не союзничала с фашистской Германией, либо не была ею захвачена. Весь Евросоюз — это в прошлом члены гитлеровской коалиции или те, кто склонился перед ней. Там не было ни одной страны, противостоявшей Гитлеру. Франция тоже была повержена, и ее заводы работали на Германию», — сообщил Вячеслав Никонов.
Никонов считает, что Европейскому Союзу не стоит учить Россию истории.
«Вот кто нас сейчас судит. И они нам рассказывают, когда нужно было освобождать Освенцим, они говорят нам о равной ответственности — те, кто нападал на нас, кто был вместе с Гитлером», — рассуждает Вячеслав Никонов.
Никонов — член партии президента Владимира Путина «Единая Россия», председатель Комитета Госдумы по образованию и науке. Также он принимает участие в рабочей группе, которая должна подготовить предложенные Путиным поправки к конституции.
У Никонова есть важная задача: он продвигает президентскую «политику поддержки соотечественников за рубежом» — возглавляет фонд «Русский мир», основанный Путиным в 2007 году. Цель фонда — сплотить русских, живущих за границей, и продвигать угодную Кремлю информацию за рубежом.
За пределами России 63-летнего Вячеслава Никонова почти не знают, но на родине ему удалось достичь политических высот — в первую очередь благодаря своим корням. Никонов — внук народного комиссара иностранных дел Вячеслава Молотова, за которым закрепилась плохая репутация.
Мать Никонова, Светлана Молотова, была единственным ребенком Вячеслава Молотова. Отец Никонова Александр был сотрудником советской секретной полиции НКВД и работал в университете МГИМО, который и сейчас считают местом подготовки профессиональных разведчиков.
Вячеслав Никонов не согласен с тем, что Советский Союз, наряду с нацистской Германией, можно считать ответственным за начало Второй мировой войны — хотя его дедушка заключал с Германией Пакт Молотова — Риббентропа.
В августе 1939 года Советский Союз и Германия заключили двусторонний Договор о ненападении, к которому также прилагался секретный дополнительный протокол о разделе сфер влияния в Восточной Европе. Согласно протоколу, Финляндия, Эстония, Латвия, восточные территории Польши и румынская Бессарабия входили в сферу интересов Советского Союза, а Литва и западные территории Польши относились к Германии.
Вскоре Советский Союз и Германия решили расширить свои территории в соответствии с принципами дополнительного протокола. Германия напала на Польшу первого сентября, через неделю после подписания договора. Советский Союз, в свою очередь, вторгся в восточные территории Польши 17 сентября. Очередь Финляндии настала 30 ноября 1939 года, когда Советский Союз начал расширять сферу своего влияния во время Зимней войны.
Вячеслав Никонов считает критику Запада в адрес Пакта Молотова — Риббентропа необоснованной.
«Советско-германский договор о ненападении так ненавидят на Западе, потому что это было разрушением западных планов об организации нападения Германии на Советский Союз в сентябре 1939 года. Мы сорвали эти планы. Мы смогли укрепить свою обороноспособность и в итоге победили фашизм», — пишет Никонов.
Вот видеозапись речи Вячеслава Никонова на открытии выставки в Госдуме:
Сейчас в России готовятся праздновать 75-летие победы над нацистской Германией.
Президент Путин хочет увидеть на праздновании Дня Победы в Москве как можно больше государственных лидеров — например, президента США Дональда Трампа (Donald Trump), президента Франции Эммануэля Макрона (Emmanuel Macron) и премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона (Boris Johnson).
У России и Запада настолько серьезные разногласия — к примеру, в отношении захвата Крыма, войны на востоке Украины и трактовки начала Второй мировой войны — что решение об участии в московских торжествах тяжело принять даже союзникам СССР во Второй мировой войне.
Ялтинская конференция — это встреча Советского Союза, США и Великобритании, состоявшаяся в начале февраля 1945 года. В организованной на Крымском полуострове конференции приняли участие Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт (Franklin Roosevelt), Уинстон Черчилль (Winston Churchill) и министры иностранных дел трех стран.
На Ялтинской конференции союзники обсуждали вопросы окончания Второй мировой войны, раздела гитлеровской Германии на оккупационные зоны и вопросы освобождения Европы, оказавшейся под властью Гитлера.
И хотя на Ялтинской конференции были достигнуты хорошие решения в отношении ниспровержения гитлеровской Германии, вскоре после окончания войны Восточная Европа попала из огня в полымя. Советский Союз подчинил страны Восточной Европы своему коммунистическому влиянию и включил их в сферу своих интересов. Полагают, что Сталин нарушил многие обещания, которые он ранее дал Рузвельту и Черчиллю.
Помощником Сталина на Ялтинской конференции был Вячеслав Молотов, в честь которого назвали Вячеслава Никонова, занимающего сейчас важную позицию в администрации Путина. По образованию Никонов — доктор исторических наук. Он опубликовал много научных статей и книг о своем известном деде.
Также Вячеслав Никонов написал несколько учебников истории, по которым сейчас учатся в российских школах. Трактовка Зимней войны, представленная в одном его учебнике, идет вразрез с финской.
Если верить тексту учебника, майнильские выстрелы совершили финны, и после них «началась война».
В учебнике сообщается: 26 ноября советское правительство заявило, что выстрелы финской артиллерии по советской территории вблизи деревни Майнила привели к гибели красноармейцев. 30 ноября началась война, которую называли Финской войной или Зимней войной. Не уточняется, кто же на самом деле стрелял и кто начал войну.
В учебнике рассказывается о Пакте Молотова — Риббентропа и о секретном дополнительном протоколе, по которому Финляндия отошла к сфере интересов Советского Союза.
Учащимся предлагают порассуждать о необходимости заключения Договора о взаимном ненападении, ведь «на Западе его часто осуждают». В помощь учащимся в задании цитируют известное высказывание Владимира Путина:
«Советский Союз подписал договор о ненападении с Германией. Говорят: „Ах, как плохо!" А что же здесь плохого, если Советский Союз не хотел воевать? Чего же здесь плохого-то?»
В 2010 году Вячеслав Никонов дал интервью газете «Бульвар Гордона» и рассказал о своих отношениях с известным дедом. Никонов сказал, что много разговаривал и даже спорил с ним о политике. Вячеслав Молотов прожил 96 лет и умер в 1986 году, когда Вячеславу было уже 30 лет. Мужчины успели хорошо узнать друг друга во взрослом возрасте.
В интервью Вячеславу Никонову задали вопрос: «Вам было 30 лет, когда Вячеслава Михайловича не стало. О чем Вы не успели его расспросить?»
«Не думаю, что есть такие вещи: мы подолгу разговаривали. По крайней мере, в 25 лет я уже был кандидатом исторических наук, и мы общались на профессиональном уровне», — ответил Никонов.
Интервьюер также спросил, мучили ли Молотова «воспоминания о прошлом, в котором число репрессированных исчислялось миллионами».
«(Не задумываясь) Нет! Дед признавал, что дров тогда наломали, но за всем, что происходило в 37-м, было не уследить. Репрессиями занимались спецслужбы, а такие люди, как мой дед, работали по 18-20 часов в сутки, руководили страной. Для них все связанное с ГУЛАГом, по-моему, было небольшим эпизодом на фоне строек пятилетки, подготовки к войне с Германией. Он, конечно, сожалел о том, что тогда происходило, но вникать в эти вопросы у него времени не было».
По словам Никонова, его дед понимал действия Иосифа Сталина.
«Дед считал, что многие были репрессированы заслуженно».
Бабушка Никонова, жена Молотова Полина Жемчужина, тоже пострадала во времена Сталина. В январе 1949 года ее арестовали по обвинению в государственной измене. Жемчужину выслали в Казахстан, откуда она вернулась только после смерти Сталина в 1953 году. Во имя коммунизма Молотову пришлось смириться и с этим.
«Дед понимал, что это часть политической игры, ведущейся против него. Он тоже жил в ожидании ареста, хотя… Думаю, с этим он свыкся. Молотова за всю его жизнь арестовывали шесть раз, он много лет провел в главных тюрьмах Российской империи, а также в сибирской ссылке», — напомнил Вячеслав Никонов в интервью.