7 ноября 1941 года, в соответствии с советскими традициями, руководство СССР запланировало «военный парад в честь 24-й годовщины Октябрьской революции». Так они хотели отпраздновать Октябрьскую революцию, отметить событие, которое позднее привело к образованию Советского Союза, а также продемонстрировать всему миру свои достижения. Оно хотело, чтобы весь мир узнал, что Советский Союз — это сильная страна в самом расцвете сил, и она никогда не станет добычей для других государств.
Однако подготовка к параду оказалась бесполезной, поскольку еще до того, как советские войска смогли показать себя, на западе уже раскрыл свою ненасытную пасть «дикий волк» — Германия под контролем нацистов — развернув знамя уничтожения Советского Союза.
22 июня 1941 года нацистская Германия, несмотря на Договор о ненападении между Германией и СССР, вероломно объединила своих союзников и собрала 190 дивизий из 5,5 миллиона человек, чтобы напасть на советскую границу. Это было направлено не на захват «клочка советской земли», а на полное уничтожение советского государства.
Когда пришел ноябрь, немецкие танки уже приближались к советской столице — Москве. Из-за свалившихся как снег на голову немцев и постоянных поражений на поле боя моральный дух советских солдат был очень низким, поэтому советское партийное командование решило провести военный парад на Красной площади, как и планировалось до войны.
Военный парад на Красной площади требовал многочисленные человеческие ресурсы, и к тому же отнимал немало времени на подготовку. Стоит ли использовать это время, чтобы эвакуировать правительство? Или же проведение парада, напротив, поднимет моральный дух и поможет и дальше оказывать сопротивление нацистской Германии? Тогда для правительства эта было тяжелым стратегическим решением.
Дискуссия на эту тему была очень бурной, каждый стоял на своем. Однако после обсуждения все же был придуман план проведения парада на Красной площади. Установленная церемония парада в основном не претерпела изменений, но все солдаты, проходившие по площади, после парада отправлялись прямиком на фронт, чтобы ценой своих жизней остановить немецких захватчиков.
В то время во многих советских враждебных СМИ поползли слухи, что Иосиф Сталин вместе с высшим руководством страны покинул столицу, однако во время парада он тоже стоял на трибуне и произнес речь. И он был «самой яркой звездой» смотра войск.
В первом предложении своей речи он отдал самую искреннюю дань уважения тем, кто в то время сражался на передней линии фронта: «Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, рабочие и работницы, колхозники и колхозницы, работники интеллигентского труда, братья и сестры в тылу нашего врага, временно попавшие под иго немецких разбойников, наши славные партизаны и партизанки, разрушающие тылы немецких захватчиков! От имени Советского правительства и нашей большевистской партии приветствую вас».
Главная причина, почему советские люди все же приняли решение провести парад, когда немцы находились практически у городских стен, — показать, что у них не опустились руки. Также они хотели поднять боевой дух солдат.
Как говорится в пословице: «Первый удар барабана поднимает дух, второй делает его слабее, а третий — убивает». Боевой дух — это главная боеспособная сила армии. Падение и подъем боевого духа армии — это частое явление, и оно играет важную роль. Так, например, генерал Сян Юй стоял насмерть и сжег все мосты позади, а потому заставил сотни тысяч свирепых воинов Цинь бежать с поля боя.
Для сравнения, другая пословица: «Слабая духом армия неизменно проиграет». Свирепые воины Цинь покорили Шесть царств и имели внушительный вид, однако, столкнувшись с хаосом войны и не имея представления о семье и детях, в результате они были полностью разбиты Сян Юем.
Таким же образом серия предыдущих поражений на фронте повлияла на советскую армию, оказавшуюся в состоянии «униженного войска», которое не могло бы победить нацистскую Германию. Это могло привести к разрушению всей линии обороны армии СССР, поэтому тогда правительству в срочном порядке пришлось поднимать боевой дух армии.
За спиной — столица и отступать больше некуда, советский лидер произносит речь с трибуны, присутствуя на параде вместе с солдатами — это, несомненно, было лучшим стимулом для поднятия боевого духа. Поэтому с тех пор Советский Союз решил проводить военные парады в этот день, поскольку это оказалось самым действенным методом по поднятию боевого духа.
Наконец, речь Сталина на военном параде заканчивается словами: «Враг не так силен, как изображают его некоторые перепуганные интеллигентики. Не так страшен черт, как его малюют. Кто может отрицать, что наша Красная Армия не раз обращала в паническое бегство хваленые немецкие войска? Если судить не по хвастливым заявлениям немецких пропагандистов, а по действительному положению Германии, нетрудно будет понять, что немецко-фашистские захватчики стоят перед катастрофой».