Более двух третей болгар отвергают военное вмешательство своей страны в поддержку союзника по НАТО при возможном нападении России на него. По сравнению с американским исследованием, проведенным в Болгарии чуть больше десяти лет назад, процент одобряющих действия альянса упал ниже 50%.
Среди других анкетированных стран Болгария вероятнее всего отдаст предпочтение поддержанию связей с Россией, а не с Соединенными Штатами. Также большинство болгар не разделяют мысль, что для поддержания мирового порядка нужно иногда воевать.
Кроме того, более половины опрошенных в Болгарии, Венгрии, Греции и Турции сходятся во мнении, что их родине принадлежат части других государств. (Отсутствие территориальных претензий или споров с соседями является одним из основных условий вступления в альянс).
Такова часть результатов исследования, проведенного Pew Research Center, охватывающего 19 государств — 16 стран НАТО (более половины), Швецию, Россию и Украину. Опрос 31 029 участников, проведенный в период с 13 мая по 12 августа прошлого года (1045 из них в Болгарии, главный партнер — Gallup), показывает, что в целом НАТО остается в форме, и поддержка Союза сильна. Средний балл поддержки НАТО составляет 53%, только 27% выразили неодобрение.
Однако данные также показывают серьезные различия в оценках между странами-участницами НАТО, а также серьезные различные в идеологии — взгляды правых предполагают более сильную поддержку НАТО. Однако разрыв между «левыми» и «правыми» варьируется в зависимости от страны.
Евроатлантическая солидарность
Если Россия вступит в серьезный конфликт с соседней страной — членом НАТО, должна ли будет страна-респондент придти ей на помощь, согласно принципу коллективной обороны статьи 5 Вашингтонского договора?— из всех опрошенных для исследования стран НАТО ни одна не поддержала Болгарию в ответе на этот вопрос.
Статья Вашингтонского договора гласит, что «вооруженное нападение на одного или нескольких участников альянса в Европе или Северной Америке будет считаться нападением на них всех (участников договора)». Это означает, что «в случае такого вооруженного нападения каждый из них, реализуя свое право на индивидуальную и коллективную самооборону, признанное в статье 51 Устава Организации Объединенных Наций, должен оказать помощь стране, подвергшейся нападению, или странам Договора путем незамедлительного принятия индивидуальных и согласованных с остальными странами Договора мер, которые он сочтет необходимыми, в том числе и использование вооруженной силы для восстановления и поддержания безопасности в Североатлантическом регионе».
В Болгарии только 12% ответили «да», согласившись прийти на помощь союзнику, 69% респондентов ответили «нет». Следующие страны с наибольшей долей респондентов, ответивших «нет» — Италия и Греция — 66% и 63% соответственно, в этих же странах наименьший процент ответивших «да» (25%). В случае с Италией это снижение ответа на 15 пунктов по сравнению с 2015 годом.
В восьми из 16 стран (Франция, Испания, Германия, Словакия, Турция плюс уже упомянутые) на вопрос о евроатлантической солидарности ответили «нет» более 50% опрошенных. Большинство респондентов считает, что ответ «да» дали только в Нидерландах, Соединенных Штатах, Канаде, Великобритании и Литве.
Ровно 50% — таков средний показатель ответивших «нет», средний показатель для ответивших «да» — 38%.
Однако когда заходит вопрос о том, будут ли США защищать союзника НАТО при нападении со стороны России, ответы резко меняются. Только в Италии 75% ответили «да», а 16% — «нет». Большие колебания наблюдаются в Чехии, Венгрии и Турции (где процент ответивших утвердительно или отрицательно не превысил 50, а разница между ответившими «да» и «нет» меньше 10 пунктов). В среднем примерно 29% респондентов ответили «нет» в исследованных странах.
По этому показателю есть возрастные различия — молодые респонденты в Испании, Франции, Словакии, Канаде и Германии ответили, что в такой ситуации США будут применять силу. В Испании, например, такого мнения придерживается 84% людей в возрасте от 18 до 29, но две трети испанцев старше 50 лет с этим не согласились.
Болгария лидирует по отрицательным ответам по еще одному показателю — 54% респондентов не согласны с утверждением, что «иногда необходимо использовать военную силу для поддержания порядка в мире». Другой страной с подавляющим большинством ответивших «нет» стала Германия (52%), при средних результатах среди стран НАТО 36% «нет» и 57% «да».
От двух третей до трех четвертей респондентов ответили «да» в США, Канаде, Великобритании, Турции, Венгрии, Нидерландах и Франции. Почти во всех остальных странах (за исключением Литвы, Греции, Германии и Болгарии) более половины респондентов ответили утвердительно.
Тесные связи с Россией
Большее число болгарских респондентов считает, что их страна должна иметь более тесные связи с Россией (28% респондентов), а не с США (16%). Болгария — страна с наибольшей долей желающих поддерживать близкие отношения с Россией среди анкетированных.
В то же время Болгария вписывается в тенденцию Центральной и Восточной Европы, наряду с Италией и Грецией, где большинство респондентов считает, что необходимы близкие отношения с обеими силами, поскольку отношения и с США, и с Россией «одинаково важны». Более 50% опрошенных заявили об этом в Польше и Венгрии, ровно 50% — в Словакии, 47% — в Болгарии.
И здесь также наблюдается идеологический раскол — среди «левых» в Болгарии только 5% считают США своим партнером, среди «правых» — 32%.Это самая большая разница между двумя группами в процентном соотношении, за ней следует Чехия (15% «левых» и 40% «правых»). Единственным исключением стала Венгрия, где не правые, а левые предпочитают США в качестве партнера.
Доверие к НАТО
В Болгарии степень доверия к НАТО уменьшилась на 12 пунктов (с 54% до 42%) с 2007 по 2019 год, но более серьезные изменения произошли в ведущих европейских державах — во Франции (с 71% до 49%) и в Германии (с 73% до 57%) за тот же период.
К НАТО отрицательно относятся 28% всех респондентов Болгарии, 38% респондентов во Франции и 33% в Германии.
На другом полюсе находятся Литва (за тот же период доверие выросло с 59% до 77%), Польша (с 72% до 82%) и Украина (с 34% до 53%). Также есть небольшое неодобрение — в Литве это 12%, в Польше это только 8%, самый низкий процент несогласия.
Тем не менее, процент респондентов с негативным отношением к НАТО высок в Турции и Греции — 55% и 51% соответственно. Турция имеет самое слабое одобрение; его выразил только каждый пятый (21%).
Взгляды имеют значение
В Болгарии существует весомая разница в одобрении НАТО между теми, кто определяет себя левыми, и теми, кто считается правыми. Только 25% левых положительно относятся к альянсу, среди правых его поддерживают 63% — разница в 38 пунктов.
Еще больше разница в Швеции (41 пункт), а на болгарскую ситуацию похожа разница в Чехии (36). В Испании это примерно 25%.
Территориальные претензии
В Венгрии, Греции, Болгарии и Турции более половины респондентов согласны с тем, что территории соседних стран «в действительности принадлежат им» — в среднем в рамках этого исследования на подобный вопрос 45% респондентов ответили «нет» и 35 «да».
В Болгарии так считают 58% опрошенных и только 22% ответили «нет». Самая большая разница среди отвечающих в Венгрии (67% «да» и 25% «нет»). Все страны, в которых преобладает утвердительный ответ, находятся в Центральной и Восточной Европе — больше всего говорят «да» в Польше и Словакии, то же наблюдается в России и Украине.
Хотя по Болгарии нет конкретных данных по этому вопросу, согласно исследованию, «сторонники крайне правых популистских партий с большей вероятностью скажут, что части соседних стран принадлежат их стране», и это тенденция есть как в Восточной Европе, так и в западных странах.