Накануне запланированных на декабрь 2010 года президентских выборов в Белоруссии российско-белорусские отношения резко обострились. Москва отказалась поставлять нефть на льготных условиях и повысила цену газа. Российские СМИ развернули кампанию по дискредитации Александра Лукашенко. Тот начал метаться, стараясь обеспечить себе альтернативные источники поставок энергоресурсов. Заодно он совершил несколько малозначительных жестов в адрес ЕС, которые, однако, заметили в Брюсселе. Минск посетили главы дипломатии Польши и Германии, которые заявили, что готовы оказать ему финансовую помощь, если он изменит вектор интеграции. Почему я об этом вспомнил? Потому, что у политиков короткая память, а политическая ситуация вокруг Белоруссии начинает поразительно напоминать ту, что мы видели десять лет назад.
Чья армия?
Очередные президентские выборы запланированы на лето 2020 года. Россия вновь отказывается поставлять нефть на выгодных условиях, а белорусский лидер начинает демонстративно искать альтернативные пути поставки ресурсов, заведомо зная, что они не позволят гарантировать рентабельность его нефтеперерабатывающим предприятиям. Одновременно звучит тезис, что дело не только в нефти, но и в независимости. Свою поддержку Лукашенко решили продемонстрировать американцы. В начале февраля с обещаниями поставлять Белоруссии дешевую нефть в Минск приезжал госсекретарь США Майкл Помпео.
Кризис десятилетней давности закончился тем, что Лукашенко, используя тему помощи Запада, успел накануне выборов урегулировать с Москвой спорные вопросы. Он жестко подавил уличные протесты и отправил в тюрьмы несколько сотен человек. Диктатор публично заявил, что его уже начало тошнить от непрерывных разговоров о демократии. Сейчас оппозиция стала слабее, для ее усмирения достаточно административных рычагов. Проблемой остается только Россия. И, как в 2010 году, Лукашенко постарается использовать в переговорах с ней мотив западной поддержки.
Меня давно занимает вопрос, почему в демократических странах есть столько политиков, готовых играть роль полезных идиотов и в кризисных ситуациях бросать батьке спасательный круг. Сторонники таких действий чаще всего говорят, что Лукашенко выступает единственным гарантом белорусской государственности, и пусть лучше на Буге стоят белорусские солдаты, чем российские. Звучит весомо, но правды в этом мало. Меня так и подмывает написать, что какой гарант, такая и государственность.
В изданной несколько лет назад книге «Обличья Белоруссии» я писал, что белорусская армия в действительности уже стала частью российской. Я не знаю аргументов, опровергающих такой тезис, а на примере хотя бы учений «Запад» видно, что она готовится к реализации задач, плохо соотносящихся с защитой суверенности республики. Белорусского солдата отличает сейчас от российского максимум цвет формы и вид нашивок. Игнорирование этого факта в ситуации реального конфликта может обернуться трагическими последствиями.
Отменить визы
О том, что мы игнорируем факты и возвращаемся к старым дискредитировавшим себя идеям, свидетельствуют, в частности, недавние высказывания польских политиков из правящей коалиции. Они выступают с заявлениями, что из-за российской угрозы в ближайшее время Белоруссия станет приоритетом польской дипломатии, что Лукашенко нужно дать альтернативу. Логика следующая: «лучше иметь в Минске дьявола, чем москаля».
Это отнюдь не означает, что Польше не следует считать Белоруссию своим приоритетом, однако, она важна для нас не из-за России, а из-за нашей совместной истории, общей границы и национальных меньшинств, живущих по обе стороны от нее. Так оставалось на протяжении многих лет, а определенные проблемы возникали только с конкретным наполнением нашей политики.
Суверенная демократическая Польша обычно исходила из идеи, что следует поддерживать основы белорусской государственности и развитие гражданского общества, а не непосредственно режим Лукашенко. Неправда, что у нас нет инструментов, позволяющих этим заниматься. Самым дешевым и эффективным методом была бы отмена виз в ЕС для белорусов, чего Варшаве следует активно добиваться. Блокировать такое решение под предлогом угрозы для безопасности в условиях, когда на европейскую территорию попадают сотни тысяч нелегальных мигрантов, по меньшей мере, странно. Сложно объяснить также отказ от запуска режима малого приграничного движения или задержку в модернизации и строительстве приграничной инфраструктуры.
Если у Варшавы остаются какие-то сомнения насчет истинных намерений Лукашенко, их можно легко проверить, использовав в качестве лакмусовой бумажки его отношение к живущим в Белоруссии полякам, которых продолжают подвергать дискриминации и лишать основополагающих прав. Такая ситуация демонстрирует, что вне зависимости от своей оценки геополитической обстановки Польша не заинтересована в поддержке белорусского режима.
Шансы Запада
Созданная Лукашенко политическая система становится все более косной и все сильнее концентрируется на собственном выживании. Суверенной Белоруссии нужна не его консервация, а смена руководства и создание плюралистической политической системы. Только это даст ей новый импульс развития, который укрепит государство и позволит ему успешнее отстаивать свои интересы перед лицом имперских поползновений России.
У Запада появится шанс помочь белорусскому обществу достичь этой цели только тогда, когда он перестанет стараться соответствовать ожиданиям президента Лукашенко и навяжет ему собственный график и политическую повестку.
Лешек Шерепка — историк, дипломат, в 2011-2015 годах посол Польши в Белоруссии.