атьяна Голикова, заместитель премьер-министра России по вопросам здравоохранения объявила, что с 20 февраля гражданам Китая будет запрещен въезд в Россию, в независимости от того путешествуют ли они по работе или это частные поездки в целях обучения или туризма. Такая решительная мера последовала за закрытием китайско-российской границы, протяженностью более четырех тысяч километров, приостановкой железнодорожного сообщения и сокращением количества авиарейсов. Таким образом Москва пытается препятствовать распространению вируса Covid-19, патогена, который появился в китайском городе Ухане в конце декабря прошлого года и привел к смерти около 1 900 человек.
Как не раз уже отмечалось, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) не советует вводить такие ограничения, поскольку они не только не оказывают широкого воздействия на эффективное сдерживание эпидемии, но и ведут к серьезным социальным и экономическим последствиям. Именно поэтому ВОЗ призвала всех к спокойствию и напомнила, что смертность от вируса Covid-19 составляет 2,3% от всех зараженных. Данный показатель у других вирусных респираторных заболеваний гораздо выше. Кроме того, ВОЗ отметила, что 81% из 73 тысяч пациентов страдают от легкой формы заболевания. В то же время Национальная комиссия по вопросам здравоохранения Китая сообщила, что 85% зараженных могут справиться с болезнью при получении соответствующего лечения.
Таким образом, мера, предпринятая Москвой, не имеет смысла с точки зрения эпидемиологического контроля, а также является актом институционального расизма. За запретом на въезд не для всех, кто едет из Китая независимо от национальности, а именно для всех граждан Китая, откуда бы они не ехали, стоит абсурдная идея о том, что с точки зрения генетики или национальности китайцы являются переносчиками вируса.
Подобные меры российских властей весьма неожиданны, поскольку в течение последних лет Москва и Пекин укрепляли отношения и развивали стратегическое партнерство в сфере экономики, геополитики и в военной сфере. Казалось бы, учитывая тесные связи с Китаем, Кремль должен был пересмотреть введение столь нежелательных мер.
В целом при появлении эпидемии все государства должны принять меры по предотвращению и контролю, например, осматривать и опрашивать пассажиров, прибывающих из зон заражения, вводить карантин на судах, где были обнаружены вспышки болезни, или рекомендовать отказаться от поездок за исключением тех случаев, когда это крайне необходимо. Но такие меры не должны включать запрет на въезд для граждан конкретной страны, поскольку это не только нерационально, но и бесчеловечно.