Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Sveriges Radio (Швеция): российские орки мечтают о реабилитации

Эльфы в толкиновском «Властелине колец» — нацисты? А орки — русские? Публицист Ларс Лувен рассказывает о сложном восприятии россиянами одной из самых продаваемых книг мира

© New Line Cinema, 2002Кадр из фильма «Властелин колец: Две крепости»
Кадр из фильма «Властелин колец: Две крепости»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Что, если «Властелин колец» Толкина — пропаганда победителей, призванная оправдать войну и геноцид? А орки — русские? Шведский публицист Ларс Лувен рассказывает о сложном восприятии в России одной из самых знаменитых книг мира, в которой иные еще в советские времена усматривали антироссийский подтекст.

Что делать, если искренне любишь книгу, но при этом понимаешь, что сам оказался моделью для антагониста? И когда пытаешься соотнести себя с врагом, но обнаруживаешь, что он не просто злой, но генетически запрограммирован быть таким и, кроме того, не руководствуется никакими рациональными мотивами? Когда он орк?

Роман российского писателя Кирилла Еськова «Последний кольценосец» основан на идее, что «Властелин колец» — это пропаганда победителей, явно лживое произведение, призванное оправдать жестокую войну и последовавший за ней геноцид. Мы следим за судьбой оркского врача из научно продвинутого и относительно толерантного Мордора, который бежит от жестокой войны, развязанной западными землями. Пожалуй, не стоит говорить «орк» — ведь это расистское и оценочное слово.

Эта книга — литературная игра в традиции, которой не менее 2 тысяч лет. Древнейшая известная работа такого рода принадлежит греческому оратору Диону Хризостому, и называется она «Троянская речь».

Хризостом — это псевдоним, который означает «златоуст». Оратор утверждал, что греки не выигрывали Троянскую войну. Чтобы доказать это, он использовал отрывки из «Илиады» и «Одиссеи», но трактовал их не так, как принято. Например, он считает, что возвращающихся домой греков принимали не как долгожданных героев, а как армию, потерпевшую поражение.

Чисто внешне это может немного напоминать контрфактическую литературу, которая больше всего известна на примере работ, где рассказывается, как Вторую мировую войну выиграла нацистская Германия. Но это лишь на первый взгляд. Контрфактическая литература отталкивается от реальной истории, но меняет сами предпосылки событий, тогда как в переработках литературных произведений о вымышленных мирах гораздо более аккуратно обращаются с фактами, если можно так выразиться. Можно сравнить это с тем, как если бы вы сначала прочитали работу, посвященную какой-то теории заговора, а затем — ее толкование от того, кто захотел обнажить более глубокую правду, скрытую в оригинале.

Обстоятельный метод Кирилла Еськова заключается в том, что он разбирает предполагаемый эпос, как если бы он не был трилогией Толкина, написанной в Европе XX века, а действительно появился в Средиземье через много лет после войны кольца. Это позволяет ему рассматривать текст как исторический источник и подходить к нему критически. В итоге он реконструирует очень похожий мир с теми же самыми основными характеристиками. География, хронология и главные персонажи сохраняются. Зато меняется многое другое, например, идея о расах с генетически предопределенными свойствами. Это не соответствует нашей картине мира, рассуждает Еськов, так как же мы можем еще истолковать это противостояние сторон? Один из способов — отнестись к тексту как к пропаганде, направленной на дегуманизацию врага.

Возьмем историю с Арагорном. Внезапно появляется какой-то неизвестный тип с уходящими на тысячу лет вглубь истории, но никак не доказуемыми родственными связями и начинает претендовать на трон Гондора. И ему действительно удается стать королем. Очевидно, что за ним должны были стоять очень мощные силы, желающие посадить его на трон. Может, на самом деле он — просто марионетка эльфов?

Факты (или «факты») — инструмент, который связывает трактовку с оригинальным произведением и создает трение и напряжение между двумя версиями, на которых и основаны такие тексты. Их смысл вырастает из их отличия от оригинала.

По существу, конечно, речь вообще идет не о фактах. С чего мы взяли, что Мглистые горы реальнее, чем предполагаемая генетически обусловленная злобность орков? Но это не так важно, раз в целом это работает. Главное, что возникает иллюзия, будто новая трактовка основана на фактах. Если это сделано неудачно или если оказывается, что альтернативных фактов слишком много, складывается впечатление, что автор создал совсем другой вымышленный мир, и новая версия тут же теряет силу.

Но смысл альтернативной трактовки вытекает не только из предполагаемой реальности оригинала — она также связана и с нашей обычной реальностью. «Троянская речь» Хризостома касалась не только Троянской войны — она также заключала в себе политическое послание к современным читателям той римской провинции, где, как предполагалось, находилась Троя и откуда был родом сам Хризостом. Текст реабилитирует троянцев, которые в оригинале проиграли, и неважно, действительно ли в это верил сам Хризостом или это была просто интеллектуальная игра (о чем до сих пор спорят).

Точно так же роман «Последний кольценосец» оправдывает не только орков из универсума Толкина. Это еще и речь в защиту русских.

Дело в том, что на постсоветском пространстве распространена идея, будто «Властелин колец» на самом деле повествует о холодной войне, Мордор — это СССР, а орки — русские.

Долгое время книги Толкина в СССР не издавались, за исключением отредактированной версии «Хоббита, или Туда и обратно», где, например, из описания Смауга изъяли особенно заряженные слова вроде «личности». Это слово могло навести на мысль о «культе личности», а значит о Сталине.

А когда, наконец, в начале 1980-х годов все-таки перевели первую часть «Властелина колец», Рональд Рейган как раз назвал СССР империей зла, и поговаривали, что для своей речи он кое-что позаимствовал у доброго волшебника Гэндальфа. Это подтверждало предположение советского руководства, которое уже давно считало, что Толкин имел в виду Россию. Вторую и третью книги печатать не стали, а аллегорическое прочтение произведения закрепилось всерьез.

Таковы предпосылки появления после распада Советского Союза российской ревизионистской литературы по мотивам Толкина, к которой относится и «Последний кольценосец». Еще одно важное произведение — «Черная книга Арды» Элхэ Ниенны. В ней главную роль играет толкиновское злое божество Мелькор, более известное под именем Моргот. Немало черт персонаж позаимствовал у Сатаны из «Потерянного рая» Джона Милтона (John Milton).

Есть нечто особенное в самой форме таких литературных трактовок, в том, как много внимания уделяется предполагаемым несправедливостям и попыткам реабилитировать невинных, из-за чего они особенно хорошо вписываются в категорию реваншистских проектов. Благодаря кажущемуся взаимодействию с фактами и попыткам докопаться до правды они в итоге обретают ауру реальности. Или по крайней мере кажется, что они основаны на реальности.

Конечно, это так. Или нет — в зависимости от того, какие силы вы приписываете литературе и насколько разумными считаете аллегорические толкования.

Но если вы не хотите разбираться во всех этих литературных сложностях, есть и более простой и значительно более прямой способ использовать Толкина в реваншистской политике. К нему все чаще прибегают по мере того, как растет ностальгия по советским временам.

Сторонники националистических идей призывают россиян снова стать орками и перестать притворяться эльфами. И в этом случае мы говорим не о чутких и умных орках в духе Кирилла Еськова, а о привычных сильных и безрассудных воинах, борющихся с вырождающимся толерантным Западом.

Один из самых красноречивых апологетов орков — Михаил Елизаров. В его «Оркской» «Властелин колец» — это пропаганда, эльфы — нацисты, а орки — русские. Так что мы возвращаемся к тому, с чего начали, — к героям и дегуманизированным врагам, а кто из них кто — предопределено с самого начала, потому что это зависит от расы. Или нации, если хотите. Это весьма неоднозначное произведение, во многом напоминающее работы самого Толкина. Просто оно поддерживает другую сторону.

Популярные комментарии
m
maksim
10
Какая статья, такой и ответ. ---------------------------- Ничего на свете лучше нету, Чем поджарить эльфа, как котлету, Дух уйдет навек к Валарам в гости, Псы сожрут оставшиеся кости. Мы свое призванье не забудем, Мы великий мрак приносим людям. Если ночью ни хрена не видно, Светит нам маяк Ородруина. Убивать врагов - святое дело, Чтобы сталь мечей не заржавела. Тем, кто умер, не страшны тревоги: У Мелькора тоже есть чертоги. Наше счастье в горе Дунаданов И в гниеньи энтов-великанов. Никакие западные норы Не заменят никогда Мордора. (с)
Обсуждение
Комментариев: 41
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Majorind
23 февраля 2020, 15:27
- Великолепная находка! Вроде бы песня ни при чём, а какой большой смысл! - Глубоко копает! (с)
А
Апоговорить?
23 февраля 2020, 16:00
Букф всего три десятка, а какое разнообразие "шедевров" можно понавысасывать из пальца! --- А если учесть, что и пальцев где то около двадцати, то этими "шедеврами" нас еще долго будут потчевать.
Grim Reaper
24 февраля 2020, 04:25
Апоговорить?, +100500. Ричи Блекмор глядя на горящее здание написал "Дым над водой". Этот пишет "сложном восприятии россиянами одной из самых продаваемых книг мира", прочитав какой-то бред. В первом случае это интересно всегда для всех поколений. Второе прочитать полностью не смог, мозг не воспринимает эти извращения.
Йожык
23 февраля 2020, 16:06
Да, мы орки, но не орки Толкиена, а Варкрафта)))
Жукомух
23 февраля 2020, 18:51
Говори за себя, хозлятина.
A
Artemus
25 февраля 2020, 14:07
Йожык, если речь зашла про Ваху, то русские в нём это Империум Человечества из Wh40К.
krezozavr
26 февраля 2020, 08:20
Artemus, варкрафт и вархаммер таки разные вселенные.
3
3lirium
23 февраля 2020, 16:39
Интересно, а на шведский "Последний кольценосец" переводился???
Чтоб я так жил
23 февраля 2020, 16:44
Толкиеновские орки, как и другие классы персонажей всегда воспринимались как пропагандистские образы врагов, союзников и себя любимых. Врагов демонизируют, своих обеляют и оправдывают. Убив тысячу существ иной расы и культуры, плачем над занозой в пальце и обещаем отомстить. Ну и конечно бог-проведение-магия на нашей стороне. Плоский линейный сюжет с предсказуемыми препятствиями и сопутствующими жертвами (среди союзников, конечно). Преодолевая диарею и муки клептомании герои движутся к намеченной судьбой цели. А если на пути появляются непреодолимые трудности, джентельмены переписывают правила.
p
panalgin
23 февраля 2020, 16:47
Интересно, автор слышал когда нибудь о стихотворении Скифы Александра Блока? Думаю если не слышал, ему нужно срочно изучить материал, будет повод для ещё одной статьи и ещё одного гонорара.
levenkool:)
23 февраля 2020, 17:07
как раз это нормальное восприятие..эльфы - нацисты..хоббиты - воры..все факты взяты из первоисточника)
m
maksim
23 февраля 2020, 17:30
Какая статья, такой и ответ. ---------------------------- Ничего на свете лучше нету, Чем поджарить эльфа, как котлету, Дух уйдет навек к Валарам в гости, Псы сожрут оставшиеся кости. Мы свое призванье не забудем, Мы великий мрак приносим людям. Если ночью ни хрена не видно, Светит нам маяк Ородруина. Убивать врагов - святое дело, Чтобы сталь мечей не заржавела. Тем, кто умер, не страшны тревоги: У Мелькора тоже есть чертоги. Наше счастье в горе Дунаданов И в гниеньи энтов-великанов. Никакие западные норы Не заменят никогда Мордора. (с)
Жукомух
23 февраля 2020, 17:32
Замечу, что среди орочьих имен нет ни одного псевдорусского. Зато среди эльфийских их хоть отбавляй: Боромир, Фарамир - наместники Гондора; Кастамир, Альдамир - короли Гондора; Вардамир, Атанамир - древние короли Нуменора. Радагаст(прасл. Рад гостям) - маг-истари. Что же это получается, нуменорцы были списаны с русских? По логике аффтара и дебилов типа Еськова, получается так. ;)
Йожык
23 февраля 2020, 18:05
Цыкатуха, зачем ты пришла сюдой? Шла бы ты лучше тудой. И как можно швыдче.
3
3lirium
23 февраля 2020, 21:22
Жукомух, откровенности ради, все эти имена имеют корни в изобретенных Толкиным языках -- в основном, Квении и Синдарине. Корень "мир" например означает "драгоценный камень" -- и со славянским "мир" не связан.
Жукомух
23 февраля 2020, 21:33
3lirium, я знаю, удивить не получилось) Но вряд ли кто ожидал от толкина, что он будет настолько глуп, чтобы оставить славянское значение этому слову)
м
маша_купина
24 февраля 2020, 01:05
Жукомух, вопу толкена, скукоту писал тенденциозную. Славянских националистов туда же, кроме белорусов все остальные несносные, вредные и склочные народы, особенно когда дело национализма касается. Хотя, скоро и белорусов местечковым национализмом испортят
Opolion
23 февраля 2020, 17:34
Русские - внуки сварожьи! Потомки белых Богов!
DM222
23 февраля 2020, 18:00
а я всегда представлял что эльфы - это защитники Константинополя а орки - турки)
Жукомух
23 февраля 2020, 18:34
DM222, это неслучайно. Конечно, никто не ассоциирует турок с орками, боже упаси, но поразительное сходство между Гондором и Византией не может не броситься в глаза. Какое сходство? Перво-наперво история. И Гондор и Византия являлись наследниками великих империй(Нуменор, Рим), в цивилизационном плане наголову превосходящих всех своих соседей. Оба пережили свое время(2-я эпоха, античность), оба находились в окружении варваров, оба поначалу быстро крепли, бурно развивались, захватили огромные территории, достигли пика своего могущества(Хьярмендакил, Юстиниан), затем погрязли в роскоши, далее постепенный упадок, гражданская война, чума, ослабление флота(а ведь оба государства представляли собой классические талассократии), упорная борьба на восточных и южных рубежах, потеря территорий(черт побери, разве потеря южного Умбара не напоминает вам потерю Александрии? А потеря Ближнего Харада, Мордора и Восточного Рованиона разве не похожа на потерю Магриба, Кавказа, Финикии?), наконец решающий штурм столицы, и... конец Восточнго Рима, чудесное спасение Гондора - единственное расхождение в судьбе двух государств.
Жукомух
23 февраля 2020, 18:09
А вот Муравьев и Кистяковский придерживались другой точки зрения, нежели полоумный Еськов) Они первые заметили некоторое сходство между Арноро-Гондором и Древней Русью, решили подчеркнуть его, и поэтому в их прекрасном переводе Арагорн стал великим князем, Гондор княжеством, наместник караулил великокняжеский стол и т.п. Вот примеры из их перевода, которые читаются прямо-таки как отрывки из древнерусских летописей: "И конунг явился – на белоснежном коне, с золотым щитом и огромным копьем. Одесную его ехал Арагорн, наследник Элендила, а за ними – дружина витязей-эорлингов. Занялась заря, и ночь отступила. – Вперед, сыны Эорла! – с яростным боевым кличем на устах, громыхая оружием, врезалась конная дружина в изенгардские полчища..." _________________________________________________________________________________________________________________________ "И Фарамир воскликнул: - Вот он, наш Государь! Вмиг загремели все трубы, и Великий Князь Элессар подошел к цепи, а Турин, Хранитель ключей, откинул ее; под звуки арф, виол и флейт, под звонкое многоголосое пение Государь шествовал по улицам, устланным цветами, дошел до цитадели и вступил в нее; и расплеснулось в вышине знамя с Древом и звездами, и настало царствование Государя Элессара, о котором сложено столько песен."
l
lampem
23 февраля 2020, 19:44
Жукомух, не задумывался о таких нюансах, но перевод Муравьева мне всегда нравился в разы больше, чем узко-английские названия в оригинале - ХоббитШир (а не Хоббитания), Ривендейл (а не Раздол), Глорфиндейл (а не Всеславур), Торбинс (а не Бэггинс) и т.д.
lux7
23 февраля 2020, 18:14
Определить очень просто, кто в мире несёт войны,слёзы,разруху и смерть,те и есть орки. А эльфы наоборот защищают слабых,и противостоят всемирному злу. Фильм смотрели? Тогда что вопросы задаете?.... США это всемирное зло. Устроили на земле более 100 войн. И продолжают это делать. Или кто-то возразит? А Россия наоборот, всех защищает. Так кто орки и эльфы?
P
Patch
24 февраля 2020, 10:33
lux7, вы что-то путаете. Я не знаю ни одного произведения, где эльфы защищают слабых. Эльфы всегда изображаются как высокомерная раса, живущие сами по себе, и не вмешивающиеся в чужие дела. А если неподалёку появляется, например, посёлок орков, то вырезать их - для эльфов дело чести. "на всякий случай", дескать, они представляют опасность. Типичные нацисты, разве нет?
lux7
24 февраля 2020, 12:23
Patch, если орки-это зло, то вырезать их поселок-это благое дело. Если Гитлер это зло, то победить Германию это благое дело. Или не так?
P
Patch
24 февраля 2020, 13:27
"Patch, если орки-это зло, то вырезать их поселок-это благое дело. Если Гитлер это зло, то победить Германию это благое дело. Или не так?" lux7, безусловно. Вопрос в том, как вы определяете зло. В России, зло - это тот, кто нападает на слабого. И не важно, эльфы, орки, или Гитлер. Пока не напал - не зло. И в данном случае зло безусловно эльфы. Они-же напали на слабого, разве нет? А уничтожать кого-то "на всякий случай", в качестве превентивной меры - это и есть геноцид.
в
викинг
24 февраля 2020, 13:53
lux7, а Гитлер считал, что евреи и славяне зло. Что получается, он прав?
e
edm
23 февраля 2020, 19:13
" на постсоветском пространстве" - непонятно , на уже зачищенной части , или нет.
zwaan
23 февраля 2020, 20:44
Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь с нами! Да, Орки — мы! Да, Урукхаи — мы, С раскосыми и жадными очами!
F
Foxbat
23 февраля 2020, 21:18
Он придурок, или из Швеции приехал?
a
ale6789012345
24 февраля 2020, 10:25
Foxbat, и то,и другое.
Аурелиано Буэндиа
23 февраля 2020, 22:21
А мог бы сравнить политическую наглядную агитацию СССР и Германии периода войны, то понял бы, что вывод один, всегда мир делиться на орков и эльфов. И красноармеец со штыком и немец с автоматом одинаково крепкие, сильные, позитивные (растишку ели или геркулес), а те кого они уничтожают, маленькие, мерзские, крикливые с капающей слюной. А прочие Гондоры, это недоэльфы, но и не орки, а фольксдойче (например). Промежность Европы, типа Польши. И красноармеец и немец считают ее своей и не стесняются почесать.
_
_Andrew_
23 февраля 2020, 23:46
Особенность сказок на орков и эльфов - четкое деление на чкрное и белое. Всё что делают эльфы - хорошо, всё, что делают орки - плохо. То же самое можно проследить у Киплинга и многих других западных авторов. В жизни такой черно-белой картинки не бывает. А ассоциация с Россией - это вполне очевидное проведение аналогии с русофобской пропагандой. И, как следствие, мысль о том, что орков, как и нас, оболгали.
L
LulaV
23 февраля 2020, 23:51
Правильно, зачем разбираться в реальности, когда уже есть ее голливудские варианты. Ну, а если жизнь, все же, пойдет по другому сценарию, можно выключить телевизор.
z
zulu
24 февраля 2020, 00:09
Статья такая же мутная и скучная, как и толкиеновская книга. Не осилила ни то, ни другое. А Елизаров со своей песней- молодец, одна из лучших патриотических. Автору просто не хватает понимания русского языва, когда читает в коментах язвительные реплики о "белокурых эльфах", принял их за чистую монету и кинулся писать монографию)))
м
маша_купина
24 февраля 2020, 00:51
И Мишу Елизарова не забыли, вот жеж молодцы... хотя песню могли бы на свою эльфийскую бусур-мову и перевести, чтобы булки не расслаблялись)
d
deadlycancer97
24 февраля 2020, 11:01
Назовите хоть Снумсмумриком, главное не лезьте к нам. А так да, если придете с мечем, то готов быть орком - жечь ваши города и давить людей танками ))
svk68
24 февраля 2020, 12:06
Спасибо "Гоблину". Свыше 50-и лет, (ведь начало книги Толкиен начал писать еще в 30-х годах, в некоем сообществе, которое наработало основной "скелет" книги, как "пропагандистского оружия"), тонко и точно работал над дегуманизацией, (изначально замысливалось дегуманизация немцев), но после 40-х годов - русских. Но тут вышел переводчик Дмитрий Пучков и со своими товарищами, под "хиханьки" и "хаханьки" перевел фильм "Властелин колец", переименова его в "Братва и кольцо", чем пустил под ноль работу пропагандистов Запада за более чем 50 лет. Эдакий былинный Илья Муромец (Гоблин) со товарищами, идеологической сечи.
Opozdavshiy
24 февраля 2020, 13:33
Вообще-то дело не в Толкиене. А в востребованных интерпретациях. Негодяйство Запада, ставшее после второй мировой традицией и инструментом, требует рафинирования, создания этически и эстетически приемлемых символов и образов, в которых ранее очевидное зло и ложь стали бы видеться сначала неразборчиво сложными, а потом кристально чистыми идеями превосходства. Дело Скрипалей или сбитого над Украиной Бионга в принципе невозможно было бы раскрутить в мире и Европе 50-х годов. Такое количество лжи и бесстыдства тогда были просто неприемлемы, нужна была массовая интеллектуальная и этическая деградация народов Европы и мира, которую удалось обеспечить только после полного развала СССР. Представить себе идиотизм ЛГБТ и МееТоо в послевоенной Европе (в той же Франции или Дании) просто невозможно.
a
albir
25 февраля 2020, 00:02
Opozdavshiy, истинно так.
Zofuz
26 февраля 2020, 13:01
Толкин под орками (orcs) описывал... образ турок Нового времени (turks). Дело в том, что он вдохновлялся совсем не противостоянием с СССР, а осадой Вены(1683) и ее спасением преимущественно конными войсками короля Яна Собеского и падением Константинополя. То есть наступлением мусульман с востока. Как личность и как писатель Толкин сформировался не на Холодной войне, а на истории католической Европы (он был убежденным католиком) и на Первой мировой, где Россия была союзником, а Турция врагом, а потери в Галлиполи стала кровавым пятном в истории Британской армии. Россия в его картине мира - это союзники по противостоянию с той самой экзистенциальной угрозой - мусульманами. Его друг Клайв Льюис точно так же выписал стереотипных мусульман в своих хрониках Нарнии, как врагов, вторгнувшихся в Нарнию в последней книге.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем