Интервью с находящимся в Грузии сотрудником «Польского радио» и Информационного агентства «Польского радио» (IAR) Мачеем Ястжембским (Maciej Jastrzębski).
Polskie Radio: Как сейчас выглядит ситуация в непризнанных Абхазии и Южной Осетии?
Мачей Ястжембский: Прежде всего следует сказать, что история грузино-абхазских и грузино-южноосетинских конфликтов уходит корнями в те времена, когда на этих землях зародилась государственность. Говоря максимально коротко, там доминировало то Грузинское, то Абхазское царство. У осетин традиция другая: как полагает часть историков, на эту территорию они переселились на рубеже XVII и XVIII веков в рамках проводившейся Российской империей операции по колонизации этого региона Кавказа, призванной ослабить грузинские влияния
В XX веке, в советский период, Южную Осетию и Абхазию на правах автономий присоединили к Грузинской ССР. После распада СССР, 21 февраля 1992 года, Грузия отказалась от советской конституции и вернулась к конституции Грузинской демократической республики 1921 года, по которой в состав государства включались Аджария, Южная Осетия и Абхазия.
— Сегодняшнее положение дел — это в значительной мере результат российско-грузинской войны.
— Если Аджария в результате разных событий, споров и переговоров стала частью Грузии, то абхазы и осетины бунтовали и вступали с грузинами в открытые конфликты, которые оставили свой след в душе очередных поколений всех трех народов. В конечном итоге после российско-грузинской войны 2008 года, Москва, которая давно настраивала Абхазию и Южную Осетию против Тбилиси, признала независимость сепаратистских республик и власти в Сухуми и Цхинвали. Мир, в том числе Польша и такие международные организации, как ООН, их независимость не признал.
Россия, стремясь защитить собственные интересы, создала в обоих регионах свои военные базы, где, по информации разных источников, может находиться до нескольких десятков тысяч военных с современными вооружениями. Абхазию, которая претендует на роль независимого государства, уже не первый год раздирают внутренние конфликты. Коррупция, вездесущие российские солдаты, преступные группировки у власти — таковы там сегодня реалии. Один из самых живописных причерноморских регионов живет бедно, в изоляции от демократического мира.
Еще хуже обстоят дела в Южной Осетии, где местных жителей меньше, чем российских военных. Как сообщают иностранные журналисты и грузинские эксперты, она превращается в полигон армии России. В последние недели в регионе возник дефицит медикаментов, продовольствия, средств гигиены. «Южная Осетия оказалась на грани гуманитарной катастрофы», — сообщает портал «Грузия онлайн». В сепаратистской республике уничтожается местная культура, в первую очередь грузинская, а жители сел, находящихся у так называемой оккупационной линии, боятся вездесущих войск Российской Федерации.
— Власти Грузии обеспокоены действиями Москвы на территориях, прилегающих к непризнанным республикам. Речь идет о возведении ограждений и барьеров на «оккупационной линии», ее переносе вглубь грузинской территории, попытках блокирования проезда и даже похищениях грузинских граждан. Люди исчезают. Как можно оценить российские действия в этой сфере?
— Кремль проводит целенаправленную политику изоляции Абхазии и Южной Осетии. Первая соприкасается с Россией в районе Сочи, а из второй можно выехать только через Рокский тоннель. Россияне возводят бетонные ограждения, заборы, увенчанные колючей проволокой. В селах и на взгорьях у так называемой линии разграничения стоят российские подразделения. Систематический перенос разных заграждений вглубь грузинской территории вызывает тревогу местных жителей.
Грузины жалуются, что Россия отнимает у них поля и сады. Одновременно практически каждый день сепаратисты и россияне останавливают каждого, кто даже случайно нарушит проложенную Москвой границу. Специальный представитель премьер-министра Грузии по отношениям с Россией Зураб Абашидзе называет это «процедурой похищения людей» и добавляет, что высокие штрафы за якобы имеющие место нарушения южноосетинского законодательства следует называть выкупом, ведь Южная Осетия — это временно оккупированная Россией неотъемлемая часть Грузии. Многочисленные провокации, которые устраивают россияне, приводят к росту напряженности в этом районе, а, как следствие, к снижению уровня безопасности в регионе.
— Как вы писали в одном из своих сообщений для «Польского радио», Южная Осетия должна, по задумке Москвы, превратиться в ее полигон. Что это означает? Понятно, что речь идет о наращивании военного присутствия, но, может быть, вы располагаете какой-то дополнительной информацией на эту тему?
— Это тысячи российских военных, боевые машины, танки, вертолеты, самолеты и ракетные установки, а в Абхазии также катера и корабли. Российские солдаты находятся на границах и на дорогах. Добавлю, что россияне привозят в сепаратистские республики в том числе призывников. Это молодые люди, которым отвечающие за пропаганду офицеры рассказывают, что Тбилиси только и ждет подходящего момента, чтобы при поддержке сил НАТО напасть на Абхазию и Южную Осетию.
Военные аналитики подчеркивают, что Россию интересуют не люди, а территории, она хочет получить буферную зону на случай присоединения Грузии к НАТО. В современной ситуации, пока та остается лишь претендентом на членство, непризнанные республики служат россиянам базами для проведения диверсионных акций, например, учений, которые наводят страх на жителей приграничных сел.
— Грузинские власти, как следует из ваших сообщений, опасаются дестабилизации ситуации накануне парламентских выборов, которые должны пройти в ноябре 2020 года. Вы могли бы коротко описать, как выглядит сейчас политическая ситуация в Грузии? Что показывают опросы?
— С начала 1990-х годов Россия настраивала абхазов и осетин против грузин. Она прибегала к разным провокациям, в том числе экономического и политического характера. Достаточно вспомнить об эмбарго на вина и минеральную воду, или о финансовой и пропагандистской поддержке, которую она оказывала пророссийским кандидатам.
С 2012 года у власти в Грузии находится партия «Грузинская мечта», которую создал олигарх Бидзина Иванишили, заработавший миллиарды на бизнесе в России. Оппозиция, связанная с бывшим президентом Михаилом Саакашвили, подвергается преследованиям. Судебные дела против ее представителей заканчиваются приговорами, по которым они попадают за решетку. 20 февраля на свободу, отбыв семилетний срок, вышел бывший премьер и один из грузинских реформаторов Вано Мерабишвили. В прошлом году оппозиция объединилась и начала в ноябре устраивать акции протеста, требуя отставки главы правительства, проведения досрочных выборов и изменения избирательной системы.
Опросы показывают, что если в Грузии введут пропорциональную избирательную систему, правящий лагерь не сможет управлять страной самостоятельно, а оппозиция получит возможность реально влиять на принимающиеся законы.
— Какие настроения царят в Грузии? Боятся ли грузины провокаций России? Хотят ли они прогресса на пути сближения с Западом? Как они оценивают действия политиков, которые сейчас управляют страной?
— Грузины устали от «Грузинской мечты» и бизнесмена Иванишвили. Они боятся сближения с Москвой и, как следствие, утраты суверенитета. При этом оппозиция массовой поддержкой не пользуется. Люди смотрят на фамилии и думают: они уже были у власти. В Грузии растет уровень преступности, коррупции и безработицы, в обществе нарастает чувство недовольства ситуацией. Работающие в Грузии западные дипломаты опасаются, что этим воспользуется Россия, стремясь спровоцировать беспорядки и на волне общественного недовольства взять Грузию под контроль «по просьбе» самих грузин.
— Может ли вышедший на свободу бывший премьер и соратник Саакашвили Мерабишвили оказать влияние на политическую ситуацию?
— Думаю, да. Для многих грузин он остается примером человека, до которого дотянулась «мстительная рука» Москвы, чьим представителем, по мнению оппозиции, выступает олигарх Иванишвили. Можно сказать, что в лице Мерабившили оппозиционеры получили нового лидера. Это очень важно в контексте разворачивающейся (в том числе на улицах Тбилиси) предвыборной борьбы. Мерабишвили был первым главой МВД, который, после того как в 2003 году у власти оказалась демократическая команда Саакашвили, провел реформу полиции и лишил влияния мафиозных боссов. Он попал в тюрьму, когда в 2012-2013 годах власть перешла к силам, находившимся в оппозиции.
Судьбой Мерабишвили и других попавших в тюрьму соратников Саакашвили интересовалась вице-спикер Сейма Польши Малгожата Госевская (Małgorzata Gosiewska), которая поднимала эту тему во время каждого своего визита в Грузию. «Я не представляю, как государство, бросающее в тюрьму лидеров оппозиционных партий, может присоединиться к числу членов ЕС», — неоднократно говорила в Тбилиси эта представительница партии «Право и справедливость» (PiS). «Освобождение Вано Мерабишвили — прекрасная новость», — написала она сегодня в кратком комментарии для «Польского радио».
Вице-спикер Сейма напомнила, что «человек, принимавший участие во внедрении многих грузинских реформ, провел в тюрьме за верность своим идеалам семь лет». Госевская добавила, что лично вступалась за Мерабишвили как на двустороннем, так и на международном уровне. Она подчеркнула, что он «оказался на свободе не потому, что в Грузии произошли положительные изменения, а потом, что подошел к концу его срок». Одновременно Госевская обратила внимание на сложную политическую ситуацию в Грузии, в том числе на жесткий разгон полицией оппозиционных демонстрацией и очередные процессы лидеров оппозиционных образований.