Сирийско-российское наступление на вооруженные группировки на северо-востоке Сирии в последние месяцы активизировалось.
Снова множество людей погибают, получают раны или бегут от войны, и это настоящая трагедия. Вооруженный конфликт в Сирии длится вот уже девять лет. Стране и ее народу нужны мир, безопасность, восстановление, а не разрушения и смерть. Однако то, как СМИ освещают события в провинции Идлиб и в соседнем Алеппо, ошибочно и вводит в заблуждение.
Идлиб по-прежнему называют районом под контролем оппозиции. Мягко говоря, приукрашенное описание. На антитеррористической конференции в Вашингтоне в июле 2017 года Бретт Макгерк (Brett McGurk), тогдашний представитель США в антиигиловской** коалиции, сказал следующее: «С 11 сентября провинция Идлиб — главное пристанище „Аль-Каиды"… Отправлять туда десятки тысяч тонн оружия и закрывать глаза на боевиков, устремляющихся в Сирию из-за рубежа, как поступали некоторые наши союзники, — не лучшая позиция. „Аль-Каида" воспользовалась этим сполна. Сегодня Идлиб — огромная проблема».
Слова Бретта МакГерка вполне соответствуют истине, однако стоит добавить, что США сами «не глядя» отправляли туда оружие. Идлиб находится под контролем сирийского крыла «Аль-Каиды», которая прежде была известна под названием «Джебхат ан-Нусра»***, а сейчас зовет себя «Хайят Тахрир аш-Шам»****.
Совет безопасности ООН называет тех, кто распоряжается в Идлибе, террористами наравне с «Исламским государством» (ИГИЛ**). И ИГИЛ, и «Хайят Тахрир аш-Шам» восходят корнями к «Аль-Каиде» в Ираке.
Большая часть жителей Идлиба бежали еще в 2015 году, когда регион попал в руки «Аль-Каиды» и ее приспешников. Те люди бежали, чтобы спасти свою жизнь, а также потому, что не хотели жить под жестокими исламскими экстремистами. Провинцию покинули почти все христиане.
Правозащитная организация «Сирийцы за правду и справедливость» со штаб-квартирой в Страсбурге сообщила в июле 2018 года, что в Идлибе действует религиозная полиция, следящая, чтобы жители соблюдали законы шариата.
В последние годы в Идлибе появилось множество новых жителей как из других регионов Сирии, так и из-за рубежа.
Сирийская армия после 2016 года вернула под свой контроль Восточный Алеппо, Восточную Гуту и другие районы, прежде бывшие под властью «Аль-Каиды» и прочих экстремистов. Часть местных жителей отказались это принять и жить под руководством правительства. Они отправлялись в Идлиб целыми автобусами. Среди них были тысячи вооруженных боевиков с семьями.
Беженцы из Идлиба, с которыми я общался, рассказали, что видели в группировках саудовцев, тунисцев и людей из других стран. Также они сообщили, что в Идлиб прибыли тысячи китайских уйгуров — членов «Исламской партии Туркестана»*****.
По данным Международной кризисной группы, размещенной в Брюсселе, «Исламская партия Туркестана» — одна из самых могущественных вооруженных группировок в регионе. Они контролируют несколько небольших городов и закрыли их для прочих жителей Идлиба.
Разбить «Аль-Каиду», «Исламскую партию Туркестана» и прочих террористов — вот главная цель наступления сирийско-российских сил. А вовсе не изгнание и уничтожение невинных мирных жителей.
Делались и попытки хотя бы на время урегулировать ситуацию и повысить уровень безопасности мирными средствами.
В сентябре 2018 года Турция и Россия договорились создать демилитаризованную зону безопасности на границе Идлиба с другими сирийскими провинциями. Турции позволили размещать в этой зоне военные наблюдательные пункты и следить, чтобы «Хайят Тахрир аш-Шам» и прочие террористы покинули пограничный регион.
Вдобавок предполагалось возобновить эксплуатацию шоссе Дамаск — Алеппо, частично проходящего через демилитаризованную зону.
Турция свои обязательства не выполнила. Это неудивительно, учитывая, что Турция — одно из государств, оказавших наибольшую помощь вооруженным группировкам в Идлибе и других частях Сирии.
В конце 2018 и первой половине 2019 года террористы «Аль-Каиды» в составе «Хайят Тахрир аш-Шам» усилили свои позиции в Идлибе. Они начали кровопролитные атаки на районы под контролем правительства в соседних провинциях. Было множество жертв среди мирных жителей, в том числе детей. Однако западные СМИ не показывали фотографии погибших.
Нынешнее наступление — прямой ответ на то ухудшение обстановки.
Когда антиигиловская коалиция вместе с курдскими Сирийскими демократическими силами (СДС) пошла в наступление на ИГИЛ в Ракке и других районах на северо-востоке Сирии, весь мир рукоплескал. Хотя и в тот раз мирным жителям пришлось туго, и были большие разрушения. Но халифат был разгромлен, и террористы ИГИЛ лишись убежища, а жители смогли вернуться в свои дома.
В Идлибе поставлены те же цели. Пока провинции позволяют оставаться пристанищем «Аль-Каиды», никаких мира и безопасности для Сирии и сирийцев не будет.
Правительственные войска добились больших успехов в последние месяцы. Впервые за много лет отвоеваны восточные части Идлиба и западные окраины соседнего Алеппо.
Серьезное беспокойство вызывают угрозы президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, что турецкие войска могут вторгнуться в Сирию и ударить по наступающим правительственным силам. Подобная агрессия со стороны Турции усугубила бы гуманитарный кризис и усилила вооруженных экстремистов в Идлибе. А это лишь продлило бы войну, а значит, и страдания всей Сирии.
Горькая правда в том, что Идлиб, вероятно, никогда не превратился бы в оплот террористов, если бы Турция и ряд государств Персидского залива, а также западных стран не поставляли оружие и не смотрели сквозь пальцы на хлынувший в Сирию поток иностранных джихадистов.
*террористическая организация, запрещенная в РФ
**террористическая организация, запрещенная в РФ
*** террористическая организация, запрещенная в РФ
**** террористическая организация, запрещенная в РФ
*****террористическая организация, запрещенная в РФ