Статья опубликована 9 марта 1964 года
Москва, 8 марта. Сотни жаждущих покупателей — исключительно мужчин — заполонили московский Центральный рынок сегодня утром, ввязавшись в ежегодную борьбу в честь Женского дня.
В этой толчее и неразберихе мелькают тысячи маленьких букетов синих, белых и розовых цветов.
Цветы привезли из Грузии, с солнечного юга страны, из-за тысяч километров. Грузинские крестьяне привезли их на самолете в потрепанных чемоданах и картонных коробках, и путешествие оставило неизгладимый след на большинстве цветов.
Теперь грузины с круглыми загорелыми, морщинистыми, похожими на сушеные яблоки, лицами выстроились длинными рядами за своими чемоданами. Они машут цветами перед носом перспективных покупателей в меховых шапках, выкрикивая цену — 30 копеек за букет анемонов, рубль за тюльпан.
Были и мимозы, и подснежники, и желтый цветок под названием «бессмертник». Были ветки остролиста. Как минимум одна женщина привязала ягоды какого-то другого растения к веткам остролиста, перед тем как выставить их на продажу.
Вакханалия на Центральном рынке происходит каждый год перед восьмым марта, Международным женским днем, который празднуется ежегодно с невероятным рвением.
Сопоставимые, но менее бурные сцены можно было наблюдать ранее на прошлой неделе в любом магазине, где продаются какие-либо нескоропортящиеся товары, способные заинтересовать женщин.
На тротуарах городских улиц сегодня мужчины всех возрастов с развевающимися на холодном ветру «ушами» меховых шапок целеустремленно вышагивали вперед, сжимая небольшие свертки.
Казалось, будто ни один муж, сын и жених во всем Советском Союзе не смел предстать перед своей любимой без подарка; в Соединенных Штатах такое можно было бы наблюдать, если бы одновременно совпало Рождество, День матери, годовщина свадьбы и день рождения.
Но Женский день, как и почти всё остальное в Москве, является еще и политическим поводом.
Официальное информационное агентство ТАСС начало репортаж в честь Женского дня с утверждения, что в Советском Союзе проблемы равенства женщин «не существует вообще», в то время как в Соединенных Штатах, по всей видимости, «сенсацией» стало назначение президентом Джонсоном 50 женщин на ответственные посты.
Три четверти всех врачей Советского Союза — это женщины, по утверждению ТАСС, как и две трети всех экономистов и почти половина всех заводских рабочих. Согласно ТАСС, в Верховном совете состоят 390 женщин — больше «количества женщин, избранных в парламенты всех капиталистических стран мира вместе взятых».
Когда бы ни включалось радио, казалось, можно услышать: «Огромное спасибо, дорогие советские женщины».
«Новая жизнь» (Neues Leben), еженедельное немецкоязычное приложение к газете «Правда», рупору коммунистической партии, в типичной передовице воздало должное Людмиле Грамлих (Ludmila Gramlich), швее, получившей звание «Ударницы коммунистического труда», прачке Марии Штайнхауэр (Maria Steinhauer) и санитарке Наде Смирновой.
В этом году лишь одно слегка не заладилось с этим торжеством. Женский день выпал на воскресенье, что значительно снизило плюс этого праздника.