Председатель Совета министров: «Ученые говорят, что мы еще не достигли пика. Нельзя терять бдительность. Споры? Это безумие. Ренци критикует зарубежное правительство? Удивлен, но не буду это комментировать»
Corriere della Sera: Председатель Конте, с одной стороны, мы видим Италию, которая соблюдает правила, поет с балконов и на 62% солидарна с решениями, принимаемыми в Палаццо Киджи. С другой стороны, мы видим Италию «ловкачей».
Джузеппе Конте: Следует во что бы то ни стало избегать передвижений, без которых можно обойтись. Это момент, когда приходиться идти на определенные жертвы и принимать ответственные решения. С самого начала я работал, руководствуясь духом единства, ставя во главу угла здоровье, чем, полагаю, и можно объяснить, почему 62% одобряют мои решения. Мы столкнулись сейчас с чрезвычайной ситуацией, равной которой не было с послевоенного времени. Весьма значительное большинство итальянцев сознает, что эти правила нужны, чтобы обезопасить наших близких. Я горжусь, что руковожу этим грандиозным сообществом, которое в момент крайних трудностей способно петь национальный гимн и с овациями приветствовать врачей и медсестер, работающих до изнеможения в палатах больниц.
— Более 1,8 тысяч летальных исходов. Италия сможет остановить эпидемию, или значительная часть населения окажется заражена?
— Если мы продолжим оставаться дома, избегая опасных контактов, мы сможем сдерживать вирус еще эффективнее. Ученые говорят, что пик еще не достигнут, и эти недели наиболее рискованные, когда нужно соблюдать максимальные меры предосторожности. Нам нельзя терять бдительность. Это самый важный вызов, с которым мы столкнулись в последние несколько десятилетий, и чтобы справиться с ним, требуется ответственное участие 60 миллионов итальянцев.
— В Ломбардии не хватает коек и медицинских масок. Фонтана считает, что правительство дистанцировалось, — он обратился за помощью к Бертолазо. Как вы реагируете на этот вызов?
— Усугубление споров чревато последствиями, это безумие. Организация здравоохранения — в руках регионов. Не имея ни возможности, ни желания перекраивать наш конституционный порядок, мы должны сотрудничать все вместе, чтобы наша система здравоохранения реагировала как можно более действенно. С Бертолазо я лично не знаком, но положительно отношусь к тому, что региону будет помогать человек, знакомый с организационным аппаратом. В этом взаимодействии может родиться активный диалог с центральным аппаратом Департамента гражданской обороны, работающим в Риме, под руководством Боррелли и Аркури.
— Вечером министры разделились в мнениях относительно полномочий Департамента гражданской обороны. Борелли угрожал подать в отставку, потому что его «ввел во внешнее управление» Аркури?
— Не было никакого расхождения в мнениях в отношении гражданской обороны, эта служба играет ключевую роль в координации поддержки регионов. Вы плохо знаете Боррелли, он человек большой компетенции и щедрого сердца. Он уже плодотворно сотрудничает с Аркури, они оба осознают, что их призвали на помощь в решении задачи огромного масштаба.
— Не говорит ли столь высокое количество летальных исходов в Италии о необходимости изменить стратегию, возможно, проводя поголовный анализ на коронавирус, как в Корее?
— Мы должны подождать несколько недель, чтобы проверить результаты наших решений, принятых в соответствии с указаниями научно-технического комитета. Что касается остального, то новых ограничений не требуется, сейчас важно скрупулезно соблюдать уже существующие предписания. Двигательная активность допускается, но запрещены совместные пробежки. Мэры приняли правильное решение о закрытии парков, и правильно среагировали сотрудники полиции, воспрепятствовав скоплению людей. К сожалению, это относится и к церкви. Я знаю, что прошу слишком многого. Но мы должны заранее быть готовы встретить пик эпидемии, поэтому всем лучше оставаться дома.
— Учреждения здравоохранения на юге выдержат, или существует риск краха?
— Даже наиболее квалифицированные ученые затрудняются давать слишком конкретные прогнозы. Наша цель — сдержать или по меньшей мере замедлить скорость распространения вируса настолько, чтобы получить возможность управлять чрезвычайной ситуацией в более протяженном временном отрезке, обеспечив действенное реагирование на всей территории государства. Следует полностью избегать перемещений тем, кто, например, в выходные выезжает за пределы Милана, чтобы встретиться с семьей или побыть в доме на юге.
— После отмены ночных поездов следует ли нам ожидать еще каких-то закрытий — от аптек до продуктовых магазинов?
— Ключевые услуги должны быть гарантированы. Если супермаркеты, аптеки, больницы продолжают получать снабжение, то все благодаря работающему промышленному сектору, несущему на себе огромное бремя ответственности, чтобы страна не остановилась. Италия обладает неизведанными мощностями, она мужественно взялась за дело, и другие страны, например, Испания и Франция следуют нашему примеру.
— Многие промышленные и торговые компании опасаются, что не смогут снова открыться. Нет ли риска, что предоставление выбора — продолжать работать или остановить производство — может спровоцировать нечестную конкуренцию?
— Мир бизнеса оказался перед очень жестким вызовом. Многие закрыли свои компании, а те, что до сих пор открыты, должны гарантировать своим работникам должный уровень защиты. Этого указа будет недостаточно. Ущерб будет серьезным и масштабным, потребуется выработать настоящий план «восстановления». Финансовая полиция будет принимать жесткие меры в отношении спекулятивных действий тех, кто предлагает внерыночные цены или наживается на льготных условиях при производстве товаров первой необходимости. После коронавируса ничего не будет по-прежнему. Мы должны сесть и переформулировать правила торговли и свободного рынка.
— Сальвини (Matteo Salvini) считает, что не все сотрудники в безопасности…
— Сейчас время не для споров, а для активного участия и решений. Правительство посвятило 18 часов подписанию соглашения между отраслевыми объединениями и профсоюзами, чтобы обеспечить максимальный стандарт безопасности для сотрудников. Сотрудники предприятий сделали верный шаг, заявив о себе, они находятся в окопах переднего края, в авангарде — ради Италии. Любая жертва приносится в знак любви к стране, и мы их поддерживаем.
— Дальше будет период слез и крови?
— Мы реагируем, разрабатывая пакет норм, которые позволят нашей экономике поддерживать цены на уровне, введенном в условиях чрезвычайной ситуации. Мы готовы, если это будет необходимо, снова вмешаться, чтобы возродить нашу страну. Мы будем делать все возможное, чтобы — в том числе при формировании закона о бюджете — Италия могла набрать прежние обороты благодаря инвестициям, сокращению налогов, оптимизации и инновациям. Мы поможем Италии подняться на ноги, и я убежден, что мы все преодолеем.
— «Лига» подталкивает правительство к тому, чтобы следовать по пути Германии, выделившей 550 миллиардов [евро] на кредиты предприятиям.
— Гарантии, предусмотренные в новом указе, активизируют финансовые потоки, которые в соотношении с ВВП аналогичны введенным в Германии.
— Европа во времена коронавируса — это Европа Лагард или Европа фон дер Ляйен?
— Это Европа, способная сделать все необходимое, чтобы отреагировать на чрезвычайную ситуацию, которая не ограничивается Италией, а касается всего континента. Уже в рамках видеоконференции несколько дней назад председатель фон дер Ляйен подробно рассказала мне о своей идее использовать все необходимые инструменты, чтобы поддержать Италию. Первые меры, заявленные Комиссией по медицинской и экономической поддержке, мне представляются действенными и конкретными, как и устранение препятствий для свободного обращения санитарной продукции на внутреннем рынке.
— С каким обращением к другим лидерам Большой семерки вы выступите на сегодняшней видеоконференции?
— Необходима общеевропейская координация мер санитарного и экономического порядка. Пора принимать мужественные решения, и Италия может внести существенный вклад как страна, которая первая в Европе столкнулась со столь масштабным распространением вируса.
— У двух членов правительства — Аскани и Силери — положительный результат [анализа на коронавирус]. Какие контрмеры вы предприняли?
— Горячий привет Пьерпаоло и Анне и пожелание скорейшего выздоровления вместе с тысячами итальянцев, которым до сих пор приходится сводить счеты с этим вирусом. Уже несколько дней мы соблюдаем расстояние в один метр, проводим заседания в формате видеозвонков и, насколько только возможно, отдаем предпочтение «умному» режиму работы.
— Какое впечатление произвели на вас слова Ренци о необходимости подстегнуть европейские страны, чтобы они не повторили «ошибок Италии»?
— Итальянцы кричат с балконов в знак своей гордости, они служат наглядным свидетельством для всего мира, что значит принадлежать к одному «сообществу» и оставаться единым народом. Мне звонят главы государств и правительств, восхищающиеся нашим мужеством в принятии столь ограничительных мер и достойным поведением граждан при их соблюдении. Я удивлен, что бывший премьер-министр, представлявший Италию в мире, дурно отзывается за рубежом об итальянском правительстве, выступая на телевидении и в газетах Германии и Соединенных Штатов Америки. Но я не буду это комментировать. Предоставлю судить итальянцам.