Когда осенью 1941 года немцы уже стояли на подступах к Москве, руководство Советского Союза не отказалось от ежегодного парада, приуроченного к годовщине Октябрьской революции. В этом году мы наблюдаем похожую ситуацию: несмотря на свирепствующую пандемию, Кремль не собирается отменять парад по случаю Дня Победы. Россияне хотят показать миру, что их ничто не сломит.
Это, конечно, не совсем так. В действительности пандемия сильно нарушила кремлевские планы. Парад этого года должен был увенчать историческую политику российских властей, стать масштабным представлением, прославляющим вклад СССР в освобождение Европы от гитлеровцев и сотрудничавших с ними националистов. Ключевым мотивом планировалось сделать, разумеется, заслуги Красной армии, которая остановила Холокост. Кремль пошел в пропагандистское наступление уже несколько месяцев назад. Торжества 9 мая в присутствии мировых лидеров должны были стать вишенкой на торте, расставить все точки над «i».
Однако сейчас Москве будет сложно отвлечь внимание мира от пандемии коронавируса. К началу мая, судя по всему, в этом плане ничего не изменится. Впрочем, в самой России коронавирус тоже вызывает все больше тревоги. Официально там к середине сегодняшнего дня было зарегистрировано 147 случаев заражения, но многие россияне этим цифрам не верят. Дело не только в том, что тестирование на коронавирус проводится в очень ограниченном масштабе, но и в том, что (у многих жителей России в этом нет никаких сомнений) власти, оказавшись в сложной ситуации, не погнушаются фальсифицировать данные, как они делают это, например, во время каждых выборов.
Организация парада приобретает в таком контексте новое значение. Он должен показать миру и, в первую очередь, самим россиянам, что все остается под контролем, России ничто не угрожает, а ее власть сильна и эффективна. Так ли все на самом деле, другой вопрос. После Чернобыльской катастрофы тоже не отменяли первомайских парадов, но в итоге долгосрочные последствия аварии оказались в политическом плане для Москвы неподъемной политической ношей.
Сейчас на международной арене Россия стремится показать, что ей не страшна никакая зараза. Европа, стоящая на краю пропасти, бьется из-за пандемии в конвульсиях, а между тем в Российской Федерации под лучами весеннего солнца как ни в чем не бывало маршируют колонны военных, которых радостно приветствуют толпы москвичей. Что может быть лучшим доказательством эффективности и даже привлекательности российского режима? В Европе наверняка, как во времена холодной войны, найдутся такие люди, которые купятся на эти картинки, тем более что одновременно будет развернута массированная пропагандистская кампания.
У России, чьи экономические перспективы при резком снижении цен на энергоресурсы и ослаблении рубля выглядят сейчас не лучшим образом, есть серьезный соперник в лице Китая. Китайцы тоже хотят продемонстрировать миру свою силу и устойчивость, а что самое важное, их решительность имеет гораздо более солидные основания. Пекин предлагает сейчас страдающим от коронавируса европейским странам (в том числе Польше) столь необходимую им помощь, а умелое оповещение о его действиях позволяет бросить тень на имидж Евросоюза, который долго не был способен предпринять каких-либо действий. При этом китайцы, если верить официальной информации, уже справились с эпидемией и возвращаются к нормальной жизни.
Пользуясь слабостью Европы, китайцы завоевывают новые стратегические плацдармы. Речь идет прежде всего о Балканах, где они уже взяли под опеку оставленную на произвол судьбы Сербию (не входящую в состав в ЕС и оказавшуюся отрезанной от остального континента после закрытия европейских границ). Сербский президент Александр Вучич ввел чрезвычайное положение и запретил въезжать в страну иностранцам, сделав исключение только для китайцев. Одновременно он назвал Си Цзиньпина братом и попросил оказать любую помощь, какую возможно. Пекин, несомненно, не откажет в поддержке, но она не будет бесплатной. Взамен он, по всей видимости, захочет взять под контроль многие отрасли сербской экономики, как это происходит в разных странах Африки, уже фактически ставших вассалами Китая.
В такой ситуации многим будет легко поверить в одну из теорий заговора, гласящую, что коронавирус появился в китайской военной лаборатории, а Пекин разослал его по миру, стремясь разрушить западную экономику и закрепить свою доминирующую позицию. Согласно этой концепции, быстрая победа Китая над вирусом служит тому, чтобы показать эффективность азиатской державы. Дональд Трамп, вызывая возмущение многих кругов, не случайно именует COVID-19 «китайским вирусом».
Вне зависимости от того, что гласят теории заговора, ясно одно: последствия распространения коронавирусной инфекции действительно окажутся для мира очень серьезными и вне зависимости от причин возникновения пандемии сейчас игра идет за то, кому она позволит укрепиться, а кого доведет до краха.