15 марта министерство обороны Турции объявило, что армия страны начала первое совместное с российской армией патрулирование вдоль трассы М4 в провинции Идлиб на северо-западе Сирии. Это является частью соглашения, достигнутого 5 марта в Москве между президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и президентом России Владимиром Путиным. Совместное патрулирование означает, что Россия и Турция в очередной раз достигли мирного урегулирования и продолжения сотрудничества по сирийскому вопросу, и первоначально напряженная ситуация стабилизировалась. Мелочные расчеты Соединенных Штатов в очередной раз потерпели неудачу: администрация Трампа рассчитывала использовать сирийский вопрос, чтобы подорвать российско-турецкие отношения, а затем заставить Турцию отказаться от сотрудничества с Россией и снова вернуться в объятья Запада. Однако теперь очевидно, что Эрдоган по-прежнему считает Путина заслуживающим доверия.
В то же время, когда Турция и Россия достигли соглашения, у России появился шанс разыграть еще один козырь. Дмитрий Шугаев, директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, подтвердил в интервью, что Россия и Турция начали переговоры о поставке новой партии ракетных систем С-400. Переговоры уже вошли в ключевой этап, и почти все сопутствующие проблемы постепенно решаются. Шугаев отметил, что первая партия зенитных ракетных систем С-400 уже была поставлена, Турция приняла это оружие и завершила обучение технических операторов. Вскоре Россия и Турция подпишут второй контракт, и по новому контракту Турции будет разрешено участвовать в некоторых производственных работах.
Информация, обнародованная Шугаевым, фактически дала важный сигнал о том, что Россия и Турция будут продолжать углубленное сотрудничество по проекту поставок зенитных ракетных систем С-400, и к тому же Турция сможет принимать активное участие в их производстве, что является условием, которое не смогли обеспечить ей Соединенные Штаты. Не так давно, во время ухудшения обстановки в Сирии, постоянный представитель США при НАТО Кэй Бэйли Хатчисон предупредила Турцию о том, что ей следует «ясно видеть Россию» и отказаться от систем ПВО С-400. Официальный представитель Министерства обороны США Джонатан Хоффман подчеркнул, что Эрдоган должен немедленно принять решение о возврате зенитных ракетных комплексов С-400 России, в противном случае он не получит обещанные Соединенными Штатами противоракетные комплексы «Пэтриот».
Фактически Эрдоган также не отказывается и от американских зенитных комплексов «Пэтриот». В Москве президент Турции заявил «российскому коллеге», что если Соединенные Штаты захотят продать «Пэтриот», то турецкая сторона также рассмотрит это предложение. В этом отношении у России нет особых возражений, поэтому видно, что Россия полностью уважает выбор Турции. Тем не менее Соединенные Штаты считают, что Турция сотрудничает с противником, поэтому они упорно настаивают на том, чтобы Турция сначала приняла решение относительно отказа от российских ЗРК С-400, на что Эрдоган пойти не может. Изначально у США была масса возможностей оттеснить Россию, однако они агрессивно навязывали свою волю в отношениях с Турцией. Теперь, когда все в уладилось, Россия объявила о второй экспортной волне С-400, а также предложила Турции щедрые условия, что это несомненно стало смертельным ударом для Соединенных Штатов, разбив их планы в пух и прах.
Сообщается, что Турция по сути уже приняла решение продолжить закупку систем ПВО у России. Это означает, что Соединенные Штаты не только не смогут пошатнуть российско-турецкое сотрудничество, но и дальнейшая ситуация будет развиваться в благоприятном для России ключе. Эффективность поставок Россией в Турцию зенитных ракетных комплексов С-400 чрезвычайно высока. Если контракт будет подписан, вполне возможно, что скоро Турция официально получит новую партию С-400. Более того, по словам российской стороны, Турция будет принимать активное участие в производстве, что говорит о том, что Россия будет глубоко вовлечена в оборонно-промышленную систему Турции, и единообразное американское оборудование, находящееся на вооружении у Турции, может быть постепенно вытеснено российскими разработками.
На самом деле кажется удивительным, что Турция, будучи страной-членом НАТО, сделала подобный выбор. Но это не кажется чем-то необычным, если вспомнить, что по сирийскому вопросу ни одна западная страна не пришла на помощь Турции: Соединенные Штаты могут только устраивать словесную перепалку, а Европа всеми силами старается избежать проблемы с беженцами. Только Путин раскрыл истинные помыслы и спокойно сел за стол переговоров с Эрдоганом, чтобы добиться заключения соглашения о прекращении огня. Поскольку у России искренние намерения, то и Эрдоган, без сомнения, не сможет разочаровать Путина. Поэтому, хотя Соединенные Штаты считают, что Турция сговорилась с врагом, но ее вины здесь нет: правительство Вашингтона привыкло говорить, что «интересы Америки в приоритете», поэтому и Турция, естественно, может поставить свои интересы выше интересов США.