Падение был ожидаемо, но его масштабы все равно удивили: по данным российской таможенной статистики, экспорт нефти в Китай в январе 2020 года упал почти на 30 % по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Если в январе 2019 года российские поставки сырой нефти оценивались в 2,8 миллиарда долларов, то в этом году нефти было поставлено лишь на два миллиарда долларов. Количественное сокращение было еще больше — 36 %.
В поставках таких нефтепродуктов, как бензин и дизельное топливо, падение составило около 20 %. С 569 миллионов долларов их экспорт сократился до 458 миллионов долларов.
Причина столько печальной ситуации — конечно, коронавирус, который резко затормозил промышленное производство в Китае. Статистика февраля может быть еще хуже — такой прогноз дал аналитик «Райффайзен банка» Андрей Полищук.
Изоляция целых регионов, запрет на выход из жилищ и продление новогодних каникул с целью предотвращения распространения эпидемии понизили потребление нефти в Китае до четырех миллионов баррелей в день. Это соответствует трети обычного объема потребления.
Ошибочная оценка ситуации
Судя по всему, российская нефтяная отрасль недооценила проблему. До конца февраля из кругов отрасли еще поступали сообщения, что кризис не затронул российские поставки нефти, и что в падении цены на нефть виновато негативное освещение коронавируса в средствах массовой информации. Но оно якобы будет иметь лишь «кратковременный» характер, как считают нефтяные менеджеры.
В этом, вероятно, заключалась и одна из причин того, что Москва торпедировала сделку с ОПЕК+. За выход из существующего соглашения в апреле особенно активно выступал президент Роснефти Игорь Сечин, многолетний соратник шефа Кремля Владимира Путина. С помощью этого маневра русские хотели прежде всего выдавить с рынка американскую сланцевую нефть, добыча которой требует больших затрат, чем в случае с обычной нефтью.
Но Саудовская Аравия, разозленная отказом России от сотрудничества с картелем ОПЕК, приняла бой: Европе саудиты предложили скидку в 10 долларов, а Азии — в шесть. Это сработало: в среду стало известно, что китайская корпорация «Синохем» отказалась от российской нефти.
Еще одной причиной для решения «Синохема» помимо арабского демпинга были и санкции, под которые попали две дочерние компании Роснефти Роснефть Трейдинг и ТНК Трейдинг. При избытке предложения на нефтяном рынке для «Синохема» не имело смысла подвергать себя риску угодить под американские санкции.
Для России это только усугубляет ситуацию. Ведь как-никак Китай в 2019 году забирал половину российской трубопроводной нефти и почти треть керосина, поставляемого танкерами. В данной сложной ситуации не удивил тот факт, что только что открытый и построенный за 50 миллиардов газопровод «Сила Сибири» в Китай закрывается с 1 апреля для «проведения ремонтных работ».
То, что Россия сможет реализовать объемы, от которых, вероятно, откажется Китай, на европейском рынке, исключено. Там кризис с коронавирусом только начался, и в ближайшие недели и месяцы он принесет российским нефтяным концернам дополнительные убытки.
Цена на нефть бьет новые антирекорды
К этому добавляется, что конкурентная борьба в нефтяном секторе породила обратное движение на рынках, которое оказалось значительно сильнее, чем ожидала Москва. В среду цена на нефть марки «Брент» временами опускалась ниже отметки в 26 долларов за баррель. Такой низкой цена была в последний раз в 2003 году. «Это, конечно, очень дешево, мы бы хотели, чтобы цена была выше», — согласился кремлевский пресс-секретарь Дмитрий Песков.
Это еще больше осложняет положение России. Последствия неверного расчета очевидны: вице-премьер Андрей Белоусов говорит о «двойном ударе» по российской экономике, страдающей как от коронавируса, так и от «шока», вызванного резким падением цены на нефть.
Вместо профицита российское правительство теперь настроилось на многомиллиардный дефицит бюджета в 2020 году. Как посчитала инвестиционная компания «Финам», при средней цене на нефть в 30 долларов за баррель бюджет недосчитается около 10 миллиардов евро.
Правда, Москва вовремя накопила резервы: в так называемом «Фонде национального благосостояния» лежит около 100 миллиардов евро. Путин уже сообщил, что будут использованы эти средства.
России грозит экономический спад
С помощью этого фонда российское руководство сможет смягчить самые тяжелые последствия грозящего экономического кризиса, но предотвратить его по оценкам экспертов оно не сможет. Правда, правительство до сих пор исходит из роста экономики в 1,5 %. Однако шеф Счетной палаты Алексей Кудрин настроен намного пессимистичней и предсказывает стагнацию, если не рецессию в этом году.
Похожий прогноз дает и экономический аналитик Владислав Жуковский: «Никакого роста не будет: ни обещанного правительством одного процента, ни двух процентов. Настало время сказать, что российская экономика в этом году уйдет в минус», — сказал он.
По его словам, произойдет резкое обесценивание рубля, которое подстегнет официальную инфляцию с 3-4 % до 7-8 %. Но действительное подорожание товаров и услуг для населения составит двузначную цифру. Следствием этого станет дальнейшее падение реальных доходов.
Рубль приближается к пропасти
Обесценивание рубля уже идет полным ходом: обвал на сырьевом рынке потянул рубль вниз. В среду вечером доллар стоил уже 80 рублей, а евро более 87 рублей. Таким образом, российская валюта с января утратила четверть стоимости.
Глава государственного Сбербанка Герман Греф не исключил катастрофического сценария, при котором нефть будет стоить 20 долларов за баррель, а доллар — 100 рублей. Правда, он добавил, что даже такое развитие событий не повлечет за собой «каких-либо драматических последствий для Сбербанка и его клиентов».
Однако для экономики и населения в целом последствия будут вполне драматическими. При таком сценарии даже некоторые нефтяные концерны подойдут к грани рентабельности. А о разработке богатых, но дорогостоящих нефтяных и газовых месторождений в России вообще речи быть не может.
Но особенно больно всё это ударит по мелким и средним предпринимателям. У них часто нет никаких запасов, они зависят от кредитов, которые из-за кризиса рубля будут и дальше дорожать. Одновременно с этим и покупательская способность населения также продолжит падать.
Если прогноз Сбербанка сбудется, и возникшая ситуация сохранится надолго, то немалому количеству предприятий грозит банкротство, а миллионам русских — сползание в бедность.