Вот уже почти шесть лет непризнанные Донецкая и Луганская республики находятся под полным контролем России. Москва содержит местные органы власти, спецслужбы и отправляет туда своих военных. Снабжением местных магазинов занимаются тоже россияне: вести дела на оккупированной территории украинские предприниматели не могут.
Все дело в том, что с весны 2014 года, когда на востоке Украины вспыхнула война, участок ее границы длиной в несколько сотен километров стала контролировать российская Федеральная служба безопасности. Впервые за шесть лет Москва, однако, решила закрыть эту границу, опасаясь распространения коронавирусной инфекции. В Россию смогут въехать только те жители непризнанных республик, которые успели получить гражданство РФ (россияне уже не первый год раздают там свои паспорта), а также те, кто подал заявление на его получение и едет забрать документы. В другую сторону уехать тоже невозможно: руководство ЛНР и ДНР полностью закрыло пограничные переходы, через которые можно попасть на противоположную сторону линии фронта, то есть в соседние Харьковскую, Днепропетровскую и Запорожскую области. Жители Донбасса называют их «большой землей» и регулярно туда ездят, несмотря на продолжающуюся вот уже почти шесть лет войну. До пятницы им придется успеть вернуться домой, поскольку в субботу движение через границу окончательно прекратят.
Такое решение принял лидер непризнанной Донецкой народной республики Денис Пушилин. В среду он созвал совещание и объявил, что на территории региона не зафиксировано ни одного случая заражения Covid-19. Границу с Украиной, по его словам, ДНР закрывает для того, чтобы не допустить распространения вируса. Во вторник донецкое руководство приостановило занятия в школах, но уже в среду утром учащимся велели вернуться в классы. В ночь со среды на четверг «министерство образования» ДНР выпустило приказ о переходе школ и вузов на дистанционный режим обучения с 19 марта. Власти запретили проведение любых массовых мероприятий, а также приказали всем предприятиям измерять температуру работников и сообщать о тех, чье состояние вызывает подозрения. Их предписывается изолировать от сослуживцев до приезда скорой помощи.
«Донецким властям доверять нельзя. Они каждый день выступают с какими-нибудь противоречивыми сообщениями, никто не знает, что происходит на самом деле. Жизнь в городе продолжается в нормальном режиме, некоторые носят маски, которые уже нигде невозможно купить. Впрочем, с доступом ко многим лекарствам и так уже не первый год возникают проблемы. Волнуются ли здесь по поводу коронавируса? Если вы шесть лет слышите за окном выстрелы, такие вещи вас не напугают, — рассказывает „Жечпосполитой" житель Донецка, который из соображений безопасности просил не называть его имени. — Люди стараются не говорить о вирусе, не строить предположений и не спорить с тезисами руководства, ведь за это можно быстро оказаться в подвале».
Нам не удалось связаться с «министерством здравоохранения» ДНР, чтобы задать вопрос о количестве зараженных и оснащенности больниц. Также мы не смогли получить информацию в крупнейшем инфекционном отделении Донецка, работающим в больнице Вишневского. Вот уж несколько лет дозвониться из-за границы ни на один городской номер этого города невозможно.
«Каким может быть состояние местных больниц, если там только недавно занялись заменой выбитых во время военных действий окон. В Донецке есть только одно хорошо оборудованное медицинское учреждение: больница имени Калинина. Ее снабжают всем необходимым россияне, которые лечат там своих военных. Туда можно попасть только по знакомству. В небольшие больницы за городом лучше вообще даже не заходить, — говорит наш собеседник. — Я опасаюсь, что мы не справимся с эпидемией, а сам стараюсь не выходить из дома и ограничить контакты с людьми», — добавляет он.
Между тем в Киеве бьют тревогу, что у руководства оккупированных территорий, на которых живет более 3,5 миллионов человек, нет даже тестов для выявления коронавируса. В четверг уполномоченная Верховной Рады по правам человека Людмила Денисова, ссылаясь на данные местных правозащитников, сообщила, что только за прошедшую неделю в больницы на территории непризнанных республик обратились 600 человек с симптомами гриппа, у 91 из которых подозревают воспаление легких.