В последние дни на фоне аплодисментов, видео с задержаниями людей на улицах и речей премьер-министров, я нашел-таки время почитать неутешительные прогнозы двух современных мыслителей. Хавьер Гома предупреждал о «стремлении к сильной власти как вызову демократии». Эдуард Карбонель же сказал о том, что «Covid-19 — последнее предупреждение перед кризисом». Ответственными за такой исход он считал испанцев, итальянцев и французов, перенасытивших телевидение рекламой, политическими программами, жестами… настолько политкорректными, что из них оказалось выхолощено все неприятное. Даже если новости отнюдь не из радостных, эти рекламы пробуждают в нас желание спокойно пойти спать. Ну, в крайнем случае прокричать «Да здравствует Испания!» или спеть марсельезу — что вам больше по душе.
Знаю, что сейчас есть проблемы поважнее, но меня беспокоит, что сегодня образцовыми фигурами лидеров стали Путин, Си Цзиньпин, Трамп или Мадуро. На некоторых из них равняются потому, что они успешные управленцы, хоть и диктаторы при этом. А на других потому, что они демократы с замашками диктаторов. Демократия, как когда-то тоталитаризм, стала системой прославления лидера. Только при демократии это делается не из страха, а потому что лидер этот выглядит хорошим человеком. При этом похвалы такому демократическому лидеру воздаются независимо от того, на что он действительно способен. Демократия ослабла настолько, что превратилась в набор стратегий для победы на выборах. Цель этого набора — придать солидный вид президентским системам, да вот еще создать машину для произнесения приятных речей, которые столь обтекаемы, что никого не задевают.
Наш мир, и при пандемии коронавируса, и без нее — в любом случае движется к пропасти, восхваляя действия китайцев и русских только потому, что во главе у них находятся «настоящие шефы», то есть диктаторы. Получается что-то вроде: добавь Путина в свою жизнь. Это то же самое, что сказать, что мы жаждем диктатуры и спокойно прощаемся с демократией просто потому, что у нас у власти не оказалось сейчас достойных демократов. Хотя в настоящей демократии по-настоящему демократическим является прежде всего все общество, а не только лидер, который им руководит.
А граждане тем временем продолжают аплодировать, пытаясь заполнить нишу, оставленную нынешним явно бездарным демократическим государством. Хотя оно было призвано оставаться демократическим и не поддаваться соблазнам абсолютизма, предоставляя стране такую услугу, как достойное управление. Хотя иногда достойное управление — это совсем не просто. И требуется для него гораздо больше, чем один лишь привлекательный внешний вид.