24 марта, согласно официальным данным, в России было зафиксировано 495 случая заражения коронавирусом.
В международном масштабе этот показатель по-прежнему остается низким. По мнению многих — подозрительно низким.
«Я не верю официальным данным, — сообщила руководитель организации „Альянс врачей", врач Анастасия Васильева по телефону финской газете „Хельсингин саномат" (Helsingin Sanomat) вечером 23 марта. — Нам врут».
В интервью «Хельсингин саномат» Васильева не предлагает собственную оценку количества зараженных. Однако ранее она говорила, что в России этот показатель может составлять десятки тысяч.
Российские чиновники неоднократно подчеркивали правильность данных и объясняли их введенными ранее мерами — например, закрытием границы с Китаем на раннем этапе распространения вируса.
24 марта мэр Москвы Сергей Собянин, руководящий работами по противодействию коронавирусу, сообщил, что небольшое число случаев заражения может быть связано не с низким уровнем распространения вируса, а с низким объемом тестирования. Кроме того, Сергей Собянин заявил, что реальной картины по распространению коронавируса в российских регионах нет. В вечернем выпуске новостей 24 марта над Западом больше не насмехались, была заметна обеспокоенность.
Например, сообщалось, что, многие россияне, вернувшиеся в Россию из Италии, Испании и Австрии некоторое время назад, не соблюдали предписания по карантину и распространяли вирус дальше.
Также недавно возникли сомнения в эффективности проводимых тестов на коронавирус. Россияне рассказывали, как сложно попасть на тестирование, многие заболевшие до последнего не хотели связываться с российской медициной из-за ее плохой репутации.
Анастасия Васильева обратила внимание на значительное увеличение случаев заболевания пневмонией в России. Федеральная служба государственной статистики Росстат уже заявляла, что в январе число случаев заболевания пневмонией выросло на 37% в сравнении с показателями прошлого года.
Информация о росте заболеваемости пневмонией была обнародована поздно, что только усилило недоверие к официальной статистике. Коронавирус может вызывать пневмонию.
«Откуда у нас в стране неожиданно появилась пневмония? С неба упала, что ли?» — спросила Васильева.
По словам Анастасии Васильевой, московские больницы начали лечить пациентов с пневмонией в срочном режиме. Она слышала о подобной ситуации и в других регионах страны.
Возглавляемая Васильевой организация — независимый профсоюз, который имеет связи с оппозиционером Алексеем Навальным. По мнению Анастасии Васильевой, из-за своей излишней прямолинейности она уже стала объектом критики государственных СМИ.
Чиновники говорят, что из количества заболевших пневмонией нельзя делать столь далеко идущие выводы. Они объясняют рост заболевших, в том числе, тем, что сейчас россияне стали чаще обращаться за медицинской помощью.
В заявлениях представителей власти явно появились новые оттенки — в том числе и в словах Собянина 24 марта.
Еще на прошлой неделе сообщалось, что ситуация в России находится под контролем благодаря эффективным мерам. 23 марта премьер-министр Михаил Мишустин уже говорил, что ситуация находится под контролем «в целом», и заявил о необходимости готовиться к серьезным вызовам.
Предписания постоянно ужесточаются. 23 марта мэр Москвы Сергей Собянин рекомендовал оставаться дома всем лицам старше 65 лет и людям, подверженным хроническим заболеваниям. Премьер-министр, в свою очередь, заявил о планах ужесточить наказания для людей, нарушающих правила карантина, и рассказал о системе, которая отслеживает местоположение человека при помощи данных телефона и определяет, находились ли вы рядом с человеком, зараженным коронавирусом.
В СМИ много говорят об инфекционной больнице, строящейся в Новой Москве.
Государственные телеканалы долгое время рассказывали о происходящем в Европе с насмешкой, но со временем на телевидении появились и другие взгляды. 23 марта профессор вирусологии Александр Чепурнов сообщил на государственном телеканале «Россия-24», что события западной Европы вскоре могут повториться и в России.
«У меня пока ощущение, что мы от Италии отстаем недели на три примерно. Надо понимать, что мы можем воспроизвести эту же историю, — сказал Чепурнов. — Если тенденция будет такая же, то я не вижу, почему она была бы в России другая, чем во всей Европе».
Александр Чепурнов предположил, что показная российская операция по оказанию помощи Италии, вероятно, могла быть своеобразной подготовкой.
Россия использовала эту операцию по оказанию помощи для улучшения своего образа, однако, по данным «Хельсингин саномат», многие представители власти понимают всю серьезность ситуации. Правда, неизвестно, располагают ли они достаточной информацией о происходящем.
Неясна и позиция высшего руководства страны. Важным показателем считают возможное решение перенести голосование о конституционных поправках. Это очень важное для Кремля событие, и пока об отмене голосования ничего не сообщалось. (Эта статья «Хельсингин саномат» была опубликована 24 марта, до обращения президента Владимира Путина к россиянам 25 марта — прим. пер.)
Российское здравоохранение находится в довольно плохом состоянии, хотя официальная статистика и свидетельствует об обратном. В России больше врачей и больничных мест, чем во многих других странах.
Однако статистика никого не сбивает с толку, и о кризисе системы здравоохранения открыто говорят уже давно. В опросах общественного мнения россияне называют плачевное состояние системы здравоохранения одной из главных проблем страны.
В февральском отчете Счетная палата Российской Федерации сообщила, что «на 1 января 2019 года из 116 865 зданий, в которых оказывается медицинская помощь, 14% находились в аварийном состоянии, в 30,5% отсутствовал водопровод, в 52,1% — горячее водоснабжение, в 41,1% — центральное отопление, в 35% — канализация».
Врач Васильева считает, что российская сфера здравоохранения не справлялась со своими задачами и раньше, поэтому нынешняя эпидемия стала для нее серьезным вызовом.
Уровень оснащения медицинских учреждений в регионах сильно различается, в Москве ситуация немного лучше. И все же, по мнению Анастасии Васильевой, сотрудники московских больниц не знают, есть ли у поступающих к ним пациентов с пневмонией коронавирус.
«Медицинский персонал должен иметь все необходимые средства защиты от инфекции. Но у него их нет. Национальную гвардию снабжают всем необходимым. Почему с медицинским персоналом все иначе?»
В кризисной ситуации российское здравоохранение может быстро мобилизоваться, и это считается положительным моментом. Это наследие советской системы здравоохранения.
Пока же власти вводят ограничения постепенно, шаг за шагом. Вероятно, появятся новые предписания, в прессу уже просочилась информация о подготовке к введению в Москве чрезвычайной ситуации.
В Москве закрыты почти все школы, спортивные залы, многие москвичи переведены на удаленную работу. Жители столицы активно скупают еду в магазинах. Количество пассажиров в метро сократилось на 40% и, к примеру, в кинотеатры на прошлых выходных пришло на 55% меньше зрителей, чем раньше.
Пока ограничения все же довольно мягкие. Анастасия Васильева считает, что московское метро уже следовало бы закрыть. Несмотря на комментарии Чепурнова и других экспертов, государственные СМИ успокаивают россиян и порой относятся к масштабам эпидемии с пренебрежением. Многие россияне все еще не воспринимают ситуацию всерьез.
Васильева сказала, что многие чиновники надеются на авось. Самый известный пример — история про главного инфекциониста Ставропольского края, которая вышла на работу сразу после поездки в Испанию в начале марта. У врача подтвердили коронавирус, который она, скорее всего, успела передать другим людям.
Сейчас ее отстранили от должности. 23 марта на врача завели уголовное дело.
«Она сама подписывала все приказы. О чем это говорит? Они, скорее всего, думают, что все эти приказы — просто формальность», — считает Анастасия Васильева.