Многие итальянцы восприняли помощь от китайцев именно так, как хотел Пекин. В Фейсбуке появились посты, восхваляющие Китай.
«Мы познаем культуру какого-то народа по тому, как он действует, когда другим нужна помощь. Китайская культура существует с XV века до нашей эры, и общество этой страны всегда было цивилизованным. Францию же и Германию римляне называли варварами. Варварами они и остались. История учит нас жизни», — написал учитель-пенсионер. Пост собрал множество лайков и комментариев, в которых люди соглашались, что Китай — а также Россия и Куба — истинные друзья Италии, помогающие ей в беде. От Европы же ничего не дождешься.
За прошедшую неделю в Италию прибыли как минимум три самолета с врачами и медицинским оборудованием. Ни у кого нет сомнений в том, откуда они берутся, поскольку и Россия, и Куба, и Китай документируют свое милосердие, публикуя фотографии отправленных в страну помощников, позирующих под большими флагами.
И директор аналитического центра «Европа» Люкке Фриис (Lykke Friis), и старший научный сотрудник Датского института международных исследований Ханс Моуритцен (Hans Mouritzen) подчеркивают, что не следует недооценивать щедрость помощи для сильно нуждающейся Италии.
Но есть и одно «но». Оно связано с реорганизацией мира, которая, судя по всему, сейчас происходит из-за эпидемии.
Помощь Италии
Китай помог Италии, в том числе респираторами и защитной экипировкой, а также отправил команду из 24 врачей и технических экспертов.
Россия отправила в Италию 100 военных экспертов.
Куба послала туда врачей и медсестер.
«Китай наращивает мягкую силу и демонстрирует добрую волю, результатами которой можно будет насладиться позже», — говорит Люкке Фриис. По ее мнению, Китай хочет переписать историю коронавируса.
Герой, решивший проблему
В новой версии Китай не злодей, преуменьшавший опасность коронавируса, а герой, который справился с проблемой и теперь помогает другим.
Она добавляет, что в Китае очень популярно одно видео из Сербии. На нем сербский президент Александр Вучич говорит, что Китай — их единственный истинный брат, тогда как европейская солидарность существует лишь на бумаге. Президент недоволен тем, что Сербии не позволили импортировать защитную экипировку из ЕС.
До коронавирусного кризиса именно Италия и Балканы занимали центральное место в работе Китая по организации «нового шелкового пути». Италия — единственная страна Большой семерки, которая подписала с Китаем договор о взаимопонимании по этому проекту. Многие высказывали опасения, что из-за Китая Европа окажется расколотой. То же самое касается и России.
«Совершенно очевидно, что нынешнюю ситуацию можно использовать для раскола Европы. Что будет дальше, когда снова зайдет речь о санкциях против России или контрактах на 5G с Huawei?» — рассуждает Люкке Фриис.
В основе европейской стратегии Кремля, как и прежде, лежит работа по формированию недоверия к таким институтам, как НАТО и ЕС.
Ханс Моуритцен отмечает, что Европа разочарована поведением ЕС, и это открывает новые возможности для России и Китая.
«Я, конечно, не думаю, что помогать заставляют только какие-то долгосрочные планы. Но, поправляясь после болезни, ведь часто думаешь, что все было не так уж и плохо», — говорит он, напоминая, что Италия в истории часто становилась полем битвы крупных держав.
В эпоху холодной войны итальянская коммунистическая партия была очень сильной, но в правительство никогда не попадала, в том числе из-за вмешательства США.
«Можно сказать, что у России и раньше были хорошие отношения с Италией, еще до коронавируса, а голосования в ЕС неоднократно показывали, что и Италия понимает Россию», — отмечает Ханс Моуритцен.
Люкке Фриис указывает на то, что третья сторона в борьбе держав за власть сейчас отсутствует: «Проблема в том, что США устранились, а если люди перестанут верить еще и в ЕС, они повернутся к Китаю и России».