Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в заявлении по итогам видеоконференции с министрами иностранных дел стран-членов НАТО отметил, что решено «углублять партнерство с Украиной и Грузией еще сильнее» (02.04.2020).
Столтенберг объявил также содержание пакета мер поддержки этих двух стран: проведение учений, обеспечение доступа к большему количеству программ образования и подготовки НАТО, обмен данными РЛС с тем, чтобы лучше представлять, что происходит в воздушном пространстве региона…
Эти меры показывают, что США будут форсировать политику притеснения и окружения России (а на самом деле и Турции) в Черном море.
Приглашение НАТО со стороны Эрдогана
США после провала в Грузии в 2008 году в определенной мере приостановили реализацию своих целей относительно восточной части Черного моря, но при этом притаились в засаде, чтобы воспользоваться трещинами в региональных отношениях.
Важнейшей из таких трещин стало возникновение кризиса в отношениях Анкары и Москвы с уничтожением российского самолета 24 ноября 2015 года.
Тогда Эрдоган, дабы осложнить положение России, открыл поле игры для США и пригласил НАТО в Черное море: «Я сказал ему (Столтенбергу) в ходе визита: „Смотрите, вас совсем нет в Черном море. Черное море практически становится российским озером"» (11.05.2016).
США, воспользовавшись призывом Эрдогана, на саммите НАТО в Варшаве 8-9 июля 2016 года добились принятия решения о расширении присутствия альянса в Черном море! Впоследствии был опубликован документ под названием «НАТО: готовы к будущему», в котором было объявлено, что НАТО нарастит свое присутствие в Черном море.
А в апреле 2019 года НАТО определила Черное море в качестве «арены борьбы».
Партия справедливости и развития (ПСР) Турции настаивает на необходимости канала «Стамбул»
Интересно, что в эти дни на повестке дня снова возник проект Эрдогана по сооружению канала «Стамбул».
Мы много писали о том, что канал «Стамбул» способен подорвать конвенцию Монтрё, вызвать полемику вокруг пересмотра конвенции, и поэтому канал «Стамбул» по сути станет маршрутом в Черное море для НАТО.
Однако власти Турции упорно не отказываются от проекта канала «Стамбул», который откроет США путь в Черное море. Да так, что в эти дни, когда бушует эпидемия коронавируса, 26 марта 2020 года был даже проведен первый тендер по каналу «Стамбул». Хотя некоторые связывают проведение этого тендера с отставкой турецкого министра транспорта 28 марта, тем не менее не нужно забывать, что Эрдоган лично анонсировал тендер не так давно, за две недели его проведения: «В ближайшее время по проекту канала „Стамбул" будет объявлен тендер» (08.03.2020).
Ход ПСР, связанный с Грузией
Черное море должно оставаться морем прибрежных стран, и США должны быть вдали от него. Это отвечает национальным интересам как России, так и Турции. Поскольку это так, конвенция Монтрё сохраняла свое существование и на протяжении холодной войны. Даже в те годы в вопросе Черного моря Анкара поддерживала аккуратные отношения с Москвой.
Несмотря на эту историческую реальность, правительство ПСР не воздерживается от попыток использовать Черное море в качестве карты в своих отношениях с Россией.
Похожая позиция наблюдалась не только в ходе кризиса, связанного с уничтожением самолета, но и во время идлибского кризиса. В 2016 году Эрдоган пригласил НАТО в Черное море, а в 2020 году Чавушоглу (Çavuşoğlu) призвал принять Грузию в состав НАТО!
На сессии «Будущее НАТО» в Давосе Чавушоглу сказал буквально следующее: «Я не понимаю, почему мы не пригласили Грузию (в НАТО). Наши западные друзья не соглашаются приглашать Грузию, якобы чтобы не провоцировать Россию. Грузия нуждается в нас, и нам нужен такой союзник по НАТО, как Грузия» (23.01.2020).
Что не нужно делать?
Черное море — не козырная карта, которую Турция может использовать против России, а Россия против Турции. Безопасность Черного моря входит в сферу общих интересов обеих стран. Попытки использовать Черное море в качестве козыря играют на руку США.
Поэтому Анкаре следует отбросить в сторону тактические ходы, которые создают удачные возможности для черноморской стратегии США, и разработать целостную стратегию. В этой связи:
1. Анкара не должна поддерживать членство Грузии в НАТО.
2. Анкара не должна поддерживать членство Украины в ЕС и НАТО.
3. Анкара должна отменить проект канала «Стамбул», который вызовет споры вокруг конвенции Монтрё.
Более того, в условиях, когда в дни коронавирусной эпидемии стало еще очевиднее, что гегемония США идет на спад и система неолиберальной глобализации не работает, членство в НАТО принесет Грузии и Украине не безопасность, а вражду с регионом!