Столько свободы — редкость для Белоруссии. В то время как мир перешел в кризисный режим из-за пандемии коронавируса, лозунг в стране с десятью миллионами жителей — «все как обычно». Бессменный лидер Александр Лукашенко, который занимает свой пост уже более четверти века, делает вид, будто вирус обходит стороной именно его страну.
У бывшего председателя колхоза, которого часто называют последним диктатором Европы и в чьей стране до сих пор существует смертная казнь, свой взгляд на вещи. На белорусских стадионах продолжаются футбольные матчи — со зрителями, разумеется. Люди работают как обычно. Школьные каникулы продлили до середины апреля только в результате давления со стороны родителей, которые отказывались отпускать детей в школы.
Чтобы побороть коронавирус — он, по всей видимости, не видит здесь никакого противоречия — Лукашенко дает соотечественникам «ценные» советы: работа в поле, регулярное питание, баня и иногда водка. Кроме того, речь идет о настоящем психозе, как он не устает повторять, отчитывая соседей, которые закрыли свои границы с Белоруссией.
Особенно охотно Лукашенко раздражается, говоря о российском президенте Владимире Путине. Тот попытался на прошлой неделе донести до своих граждан всю серьезность ситуации в ходе телевизионного обращения и объявил о введении принудительного отпуска до конца апреля, а также карантина и самоизоляции.
Но списывать поведение Лукашенко на причуды далекого от реальности главы государства, было бы слишком поверхностно. Мы имеем здесь дело с воскресшим «хомо советикус».
Бросим взгляд в прошлое. 1986 год, 26 апреля. На четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС на Украине произошел второй взрыв. Вместо того чтобы оповестить об этом население, советское руководство максимально держит все в тайне и вначале скрывает настоящий масштаб катастрофы. Потребовались дни, чтобы эвакуировать людей с зараженных радиацией территорий. В Киеве тысячи людей вышли на Парад победы 9 мая.
До сих пор нет полностью достоверных цифр о том, сколько людей в действительности стали жертвами катастрофы. Некоторые тяжелобольные до сих пор борются за получение смехотворных выплат.
Помимо всех человеческих страданий, людям в бывшем Советском Союзе в коллективную историческую память врезалось следующее осознание: как быть обманутым и оставленным в неведении.
Именно это циничное обхождение с чрезвычайными ситуациями и сейчас наблюдается в Белоруссии. Сейчас речь идет о 1066 зафиксированных случаях коронавируса и якобы «только» 12 смертях. Здесь уместны сомнения. Точной статистики министерства здравоохранения нет. Спецслужбы по указанию Лукашенко работают на пике. Под угрозой не только врачи, которые могут обнародовать неприятную правду, но и заболевшие, и родственники скончавшихся недавно в больницах. Большое давление оказывается и на блогеров, высказывающих критику: запугивание, задержания и аресты по обвинению в «распространении фейковых сообщений».
Вот так выглядит антикризисный менеджмент Александра Лукашенко. Он, кажется, всерьез думает, что большая часть соотечественников верят ему, что все под контролем. У него же есть более важные дела: сейчас в Минске тысячи солдат упражняются в преддверии празднования 9 мая в честь окончания войны 75 лет назад. А потом, в августе, состоятся президентские выборы, на которых Лукашенко вновь собирается баллотироваться.
В эти дни белорусы вспоминают слова своего батьки. «Я свое государство за цивилизованным миром не поведу», — сказал однажды Лукашенко. Может быть, и сейчас ему удастся предотвратить это, но цена может быть ужасной. И это за счет белорусов.