Генрих Гиммлер был безжалостным человеком. В 1941 году на восточном фронте он однажды обратил внимание на белокурого русского военнопленного. Состоялся следующий диалог:
Гиммлер: Вы еврей?
Пленный: Да.
Гиммлер: Ваши родители оба евреи?
Пленный: Да.
Гиммлер: У вас среди предков есть кто-то, кто не был евреем?
Пленный: Нет.
Гиммлер: Тогда я вам ничем не могу помочь.
Пленный был расстрелян.
Гиммлер был самым радикальным среди радикалов Гитлера. Имя этого неустанного палача навсегда связано с Холокостом. В российским архиве обнаружили его служебный календарь времен 1943-1945 годов. Михаэль Вильдт, один из ведущих экспертов по Холокосту в Германии, проанализировал документ для издания Der Spiegel.
Календарь обнаружил историк Маттиас Уль из Германского исторического института в Москве. Сейчас он опубликовал его вместе с коллегами.
Der Spiegel: Где вы нашли календарь?
Маттиас Уль: В архиве Министерства обороны РФ в Подольске, расположенном к югу от Москвы. Архив находится в бывшем военном гарнизоне 1930-х годов. В здании на втором этаже хранятся так называемые немецкие «трофейные документы», как русские их называют. В том числе и документы ваффен-СС и полиции, включая служебный календарь Гиммлера последних военных лет.
— Как он выглядит?
— Это две толстые папки, в которые вложены листы по каждому дню, хотя и вперемешку.
— Что это за листы?
— Адъютант Гиммлера Вернер Гротманн каждый день записывал для главы СС его предстоящие встречи.
— Какой это представляет интерес?
— Гиммлер был одним из самых ужасных организаторов массовых убийств в истории. Из календаря становится ясно, как безжалостно он продвигал Холокост. Он посещал лагеря уничтожения, инспектировал гетто и возмущался, что убийства проводятся недостаточно быстро. Нужно читать календарь в контексте прочей корреспонденции Гиммлера, то есть его ежедневных указаний и приказов. И их мы тоже включили в нашу книгу. Все вместе создает портрет человека, которого на самом деле интересовали только две вещи — Холокост и расширение своей власти. Гитлер видел в нем своего потенциального преемника.
— То есть частная жизнь в календаре не освещается?
— Почему же, в нем подробно описываются визиты Гиммлера к любовнице и их двум общим детям, которых они видел чаще, чем свою супругу и дочь Гудрун.
— СС снимал дворец Вельфельсдорф в Нижней Силезии, которая на тот момент была немецкой, а сегодня является польской территорией. После авиаударов союзников по Гамбургу и Берлину в 1943 году Гиммлер отдал приказ вывезти документы, чтобы они не пропали. Служебный календарь, вероятно, в начале 1945 года был перевезен в Вельфельсдорф, а в мае оказался в руках Красной Армии.
— Только он?
— Нет, русские только оттуда вывезли в общей сложности свыше 2,6 тысяч ящиков с документами.
— Для чего тогдашнему главе Кремля Иосифу Сталину нужны были эти груды бумаг?
— СССР искал материалы для раскрытия немецких военных преступлений. И тогда архивы рассматривались как трофеи. В этом Сталин не отличался от Гитлера или Наполеона. Забавно, что Красная Армия также вывезла множество документов, которые немцы ранее выкрали у французов и поляков.
— Что дальше произошло с календарем Гиммлера?
— Трофейные документы хранились при советском Министерстве внутренних дел. В 1954 году их передали КГБ. Он делал в них пометки, вероятно, с целью использования обличающих документов нацистских времен в кампаниях против западногерманских политиков.
— Но Гиммлер покончил с собой в 1945 году.
— Поэтому никто и не интересовался календарем. В конце 1950-х годов он был передан вместе с другими документами советским военным и оказался в Подольске. Там он до недавних лет оставался в закрытом архиве.
— С чем связана такая секретность?
— В советской армии существовала традиция секретности, доходящая до абсурда. Ее последствия ощущаются и в сегодняшней России. Кроме того, многие архивисты не говорят по-немецки и не решаются рассекречивать документы, содержание которых они не могут оценить.
— После распада СССР в 1991 году российские архивы все же вначале были открыты.
— Подольск для иностранцев всегда был недоступен. Тем более значимо, что российская сторона сегодня сотрудничает с Германским историческим институтом в Москве. Мы вместе с российским Министерством обороны опубликовали в сети почти 15 тысяч трофейных документов — преимущественно вермахта, а также министерств Рейха. Примерно столько же еще предстоит опубликовать. Когда-нибудь там окажутся и документы Гиммлера.
— Вы ожидаете, что будут еще находки, связанные с Гиммлером?
— Мы ведем поиск его служебных дневников 1939 и 1940 годов. Также мы знаем, что Гиммлер некоторое время вел записи совещаний. Велики шансы, что появится что-то новое.