«Мы получили из Китая медицинские поставки в качестве доказательства солидарности. Мы высоко ценим это», — это заявление, опубликованное 9 апреля Римской курией (Ватиканом), удивило международное сообщество. Дело в том, что Ватикан в 1951 году разорвал дипломатические отношения с Китаем. Это единственное государство в Европе, поддерживающее дипломатические отношения с Тайванем.
Когда начал распространяться новый коронавирус, Китай был страной, получавшей помощь от других государств, однако когда ему удалось сдержать внутреннюю эпидемию, Пекин тут же начал проводить «дипломатию масок», протянув руку помощи различным странам.
По информации правительства Китая, к 11 апреля маски и защитная одежда были отправлены в более чем 130 стран и международных организаций. В 12 стран были направлены медицинские команды. Также он проявил сильные стороны «мировой фабрики», которая может массово производить различную продукцию, и с марта было экспортировано 3,86 миллиарда масок и 37,5 миллиона комплектов защитной одежды.
В январе, когда в Китае распространился вирус, глава государства Си Цзиньпин начал проводить активную дипломатию. Количество глав государств и международных организаций, с которыми он обсудил меры против нового коронавируса, включая телефонные звонки и письма, составило примерно 50 человек.
На тот момент цель была в том, чтобы убедить партнеров не ограничивать торговлю и пассажиропотоки с Китаем. На полпути задачи изменились.
По словам китайского журналиста, ситуация поменялась 26 февраля в ходе заседания Постоянного комитета политбюро центрального комитета Коммунистической партии Китая.
В то время Китай миновал пик эпидемии, и правительственные политологи начали заявлять о том, что пришло время снижать уровень бдительности. Между тем эпидемия начала распространяться в Италии и Южной Корее. Число заразившихся превысило число китайских больных.
По информации СМИ Китая, на том собрании, созванном Си, руководство партии заявило: «Мы выполним долг сверхдержавы. Усилим внешнюю пропаганду и информационную дипломатию».
Администрация Си всегда придавала особое значение и считала важнейшей задачей повышение влияния и статуса Китай на международной арене. Нетрудно представить, что Китай пытался искупить вину за неспособность остановить распространение инфекции посредством активной дипломатии на основе опыта борьбы с вирусом.
Реакция США, где число заразившихся резко выросло, и возник хаос на акционерном рынке, на переход Китая в наступление была запоздалой и разрозненной.
В конце марта госсекретарь США Майк Помпео провел телефонную пресс-конференцию для газеты «Асахи» и других СМИ Азиатско-Тихоокеанского региона. Он рассказал о финансовой помощи 64 странам в размере примерно 270 миллионов долларов, о которой было объявлено за четыре дня до этого, и подчеркнул: «США продолжат оставаться страной, которая предоставляет самую максимальную гуманитарную помощь в мире».
Тем не менее через четыре дня после этого президент США Дональд Трамп заявил о прекращения экспорта высокоэффективных масок, поскольку они стали необходимы в США. Он даже не пытался скрыть политику «США превыше всего».
Растущее влияние и опасения мира
Несмотря на это, китайская «дипломатия масок» не развивается по запланированному сценарию.
«Хотим одновременно создать „Шелковый путь здоровья"», — заявил министр иностранных дел Китая Ван И в конце февраля в ходе телефонных переговоров с Луиджи Ди Майо, министром иностранных дел Италии, где среди европейских стран больше всего жертв нового коронавируса.
В марте Китай поставил 30 тонн масок, аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ) и другой медицинской продукции, а также направил три медицинские команды.
В прошлом году Италия первая из стран «Большой семерки» приняла решение об участии в глобальной экономической идее Си «Одного пояса, одного пути».
Китайский лидер лично посетил Италию и пообещал укрепить сотрудничество. В общем, в Европе наблюдается смещение в сторону Китая.
В конце марта итальянский глава МИД выразил намерение усилить взаимодействие с КНР в области борьбы с новым коронавирусом, и люди, которые смеялись над идеей «Шелкового пути здоровья», заявили: «Приходится признать, что дружба с Китаем спасает жизни в Италии».
Между тем это не значит, что Италия принимает Китай с распростертыми объятиями.
В итальянских политических кругах опасаются, что страна оказалась под влиянием вязкой стратегии Пекина, который воспользовался хаосом, вызванным пандемией. Растет следующая критика: «Неправильно превозносить страну, которая ведет нечестную конкуренцию и притесняет свободы».
Мир смотрит на Китай, который пытается взять на себя роль лидера, строгим взглядом. Большинство причин связано с особой политической системой, объединяющей 1,4 миллиарда людей.
Меры Китая были запоздалыми, и это подтверждают врачи из Уханя, но правительство не пытается разъяснить ситуацию. Наоборот, власти старались скрыть реальную ситуацию, о которой трубили врачи, и это порождает сомнения в официальных данных о числе зараженных.
Китайская помощь в форме поставок медицинских товаров распространяется и на другие европейские страны. На этом фоне 24 марта верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель опубликовал заявление. В нем он отметил, что Пекин активно транслирует месседж, подчеркивая, что Китай, в отличие от США, это — ответственный и надежный партнер. Также Боррель выразил опасения: «Мы должны проявить бдительность в отношении геополитических амбиций и попыток повысить влияние за счет информационной войны и благой политики».
Страны, в которые Китай направил медицинские команды, (по данным МИД КНР от 13 апреля): Иран, Ирак, Италия, Сербия, Камбоджа, Пакистан, Лаос, Венесуэла, Филиппины, Мьянма, Казахстан и Россия.