В отличие от офисов, чьи сотрудники могут работать из дома, и магазинов, которые могут перейти в режим доставки товаров на дом, российский обширный промышленный сектор нуждается как в работниках, которые могут физически присутствовать на производстве, так и в регулярных поставках компонентов и материалов, в результате чего компании, желающие продолжать работу, сталкиваются с целым рядом сложностей, касающихся материально-технического обеспечения и безопасности.
Коммерческая деятельность российской промышленной сети заводов, электростанций, шахт и металлообрабатывающих предприятий испытала на себе непосредственное воздействие после того, как Москва объявила о введении режима самоизоляции и ограничений на передвижения людей в ответ на рост числа заболевших коронавирусной инфекцией.
Хотя крупные горнодобывающие, металлургические и нефтегазовые компании считаются «стратегическими», и поэтому они могут не приостанавливать свою работу, более мелкие компании и подрядчики, к чьим услугам они прибегали, закрылись в соответствии с указом правительства. Это вызвало массу проблем на всей протяженности цепочки поставок. Между тем спрос на продукцию тоже резко упал из-за карантинных мер, введенных в странах Евросоюза и в Китае.
«Эта ситуация — вызов для нашего бизнеса, — сказал Дмитрий Конов, глава компании Сибур, крупнейшего в России производителя нефтехимической продукции. — Однако, поскольку у нас более 23 тысяч сотрудников и целые города в России зависят от нашей непрерывной работы, мы несем огромную ответственность».
На некоторых их своих заводов руководство Сибур построило временное жилье для вахтовых рабочих, чьи анализы на коронавирусную инфекцию оказались отрицательными. По словам Конова, эта инициатива «гарантирует их личную безопасность, а также устойчивость работы компании и бесперебойное предоставление коммунальных услуг на муниципальном уровне». Компания Сибур также организовала доставку своих работников к месту работы и домой на автобусах.
Многие из крупнейших российских предприятий были построены еще в советскую эпоху и долгое время служили основным работодателем для целых городов или даже районов. Сегодня это ложится дополнительным бременем на теперь уже частное руководство этих предприятий, которому необходимо оказывать поддержку местным жителям.
Фосагро, крупнейший в России производитель фосфорных удобрений, превратил принадлежащие ему отели во временное жилье для своих сотрудников и в потенциальные карантинные изоляторы, а также увеличил число автобусов, доставляющих сотрудников на работу и домой, в попытке сохранить их здоровье и соблюсти меры по самоизоляции.
Сталелитейная компания Северсталь в скором времени начнет выпуск респираторов, чтобы обеспечить ими своих сотрудников, которые будут использовать их как на рабочем месте, так и для личных нужд. В заявлении компании говорится, что часть выпущенных респираторов будет отправлена жителям Череповца, где находится главный производственный объект этой компании.
В крупном сибирском городе Красноярске руководству группы EN+ — ей принадлежит алюминиевая компания Русал и гидроэлектростанции, питающие электричеством ее плавильни, — стало известно, что автобусные пассажирские перевозки, благодаря которым его сотрудники добирались до места работы, приостанавливаются, после чего оно вмешалось и убедило местные власти не прекращать работу общественного транспорта.
«Из-за ограниченности списка компаний, имеющих разрешение на работу, многие субподрядчики оказались в тяжелом положении, что нанесло серьезный удар по всей цепочке поставок <…> Некоторые уже сообщили о „форс-мажоре‟ по поставкам оборудования и приостановили работу на неопределенный срок», — отметили представители группы компаний EN+, добавив, что поставки лопастей турбин и осей роторов для электростанции были отменены, что обернется переносом сроков ремонта.
Согласно официальным данным, в марте объем российского промышленного производства сократился на 2,5%. Общенациональный режим самоизоляции был введен 30 марта, и он сохранится на протяжении всего апреля. По словам некоторых чиновников, они ожидают, что в этом году российская экономика сократится примерно на 5%.
Представители Северстали сообщили, что руководство компании «проводит переоценку проектов», и в этом году оно может сократить капитальные расходы на 30-40%. По словам Конова, Сибур «пересматривает капитальные и эксплуатационные расходы».
«Данные, опубликованные в марте, относятся к оставшейся в прошлом эпохе, когда мы еще не испытывали воздействия вируса Covid-19, — сказал Крис Уифер (Chris Weafer), руководитель консалтинговой компании Macro-Advisory в Москве. — Уже ясно, что экономике грозит резкий спад во втором квартале 2020 года, обусловленный карантинными мерами и низкими ценами на нефть. Спад в апреле, скорее всего, будет измеряться двузначным числом».
Металлургические заводы, нефтедобывающие предприятия и электростанции невозможно просто закрыть, чтобы сохранить деньги, а затем снова открыть после смягчения карантинных мер. Кроме того, многие крупнейшие в России промышленные предприятия находятся в удаленных местах, поэтому рабочим приходится искать способы добираться на работу и домой, что существенно повышает риски заражения.
«У нас работают тысячи людей в удаленных уголках Сибири и Дальнего Востока, и их здоровье и благополучие имеют большое значение для нашего бизнеса», — сказал Павел Грачев, глава компании «Полюс», крупнейшей в России золотодобывающей компании.
Компания «Полюс» начала тестировать 10 тысяч своих сотрудников на различных предприятиях в Сибири и уже разработала целую систему по тестированию и изолированию работников, прежде чем они отправятся на далекие шахты. Кроме того, руководство компании организовало ежедневные проверки состояния здоровья своих сотрудников, карантинные зоны прямо на предприятиях и доставку сотрудников на работу и домой на собственных автобусах.
В городе Алдан на российском Дальнем Востоке, рядом с которым находятся несколько шахт «Полюса», эта компания строит лабораторию по тестированию на коронавирусную инфекцию, а также отправляет респираторы и средства защиты в больницы региона, где она работает.
«Эта пандемия беспрецедентна, — сказал Грачев. — Чтобы справиться с этой проблемой, необходимы совместные усилия правительства и частного бизнеса».