В то время как пандемия коронавируса уже стала причиной заражения 2,5 миллионов человек и почти 170 тысяч смертельных исходов во всем мире, сверхдержавы — Соединенные Штаты Америки и Россия — нашли новую область конкуренции для укрепления или расширения своего влияния. Кажется, началось соревнование за то, кто сможет поставить больше оборудования, медицинских инструментов, персонала, а также предоставить значительную денежную помощь странам с наиболее критическим уровнем чрезвычайной ситуации.
В Италии немало дискуссий вызвало прибытие элитного военного подразделения из России, специализирующегося на сдерживании химических и бактериологических войн и, вероятно, работавшего в том числе и в Сирии. А президент Соединенных Штатов Дональд Трамп заявил о выделении Италии помощи на сумму 100 миллионов долларов и поставках большого количества тест-систем для быстрого выявления коронавируса после «очень доброжелательного» разговора с председателем Совета министров Джузеппе Конте (Giuseppe Conte). В ответ он получил «благодарность за солидарность и поддержку от американских друзей».
Это представляется началом нового этапа холодной войны двух сверхдержав, отношения между которыми в последний год стали еще более напряженными. На этот раз, однако, их противостояние может принести пользу многим людям.
100 миллионов долларов от США для перезагрузки итальянской экономики
Американская помощь, обещанная президентом Трампом Италии для решения проблем, связанных с коронавирусом, начинает обретать более конкретные очертания. Агентство США по международному развитию (USAID) выделило 50 миллионов долларов, которые будут распределены между действующими на нашей территории неправительственными и религиозными организациями обеих стран.
Еще 50 миллионов долларов будут предназначаться предприятиям, в то время как Пентагон готовит логистическую поддержку и отправку расходных материалов.
В денежном эквиваленте это не план Маршалла, а в политическом — важный шаг, даже больший по сравнению с помощью, оказанной Россией и Китаем.
10 апреля глава Белого дома подписал меморандум с призывом ко всем основным правительственным институтам США помочь Италии в борьбе с Covid-19. В тексте открыто говорилось о противостоянии «дезинформационной кампании Китая и России» как об одном из поводов этой инициативы. Документ значим в политическом плане: ни к одной другой стране не было проявлено подобного фаворитизма. Однако подробности не ясны.
Помощь в виде финансирования и поставок товаров будет отправлена итальянскому Красному Кресту и неправительственным организациям, таким как Община Святого Эгидия (Comunità di Sant'Egidio), Ассоциация добровольцев по оказанию международной помощи (AVSI) и американская «Сума самаритянина» (Samaritan's Purse).
Еще 50 миллионов будут выделены Экспортно-импортным банком Соединенных Штатов (Export-Import Bank of the United States) и Американской международной финансовой корпорацией развития (U.S. International Development Finance Corporation), которые уже связывались с инвестиционным банком Cassa depositi e Prestiti. Первый работает в целом как итальянское экспортное кредитное агентство (SACE) и предложит ликвидность работающим в Италии предприятиям; вторая же будет осуществлять поддержку наших компаний, занимающихся экспортом в развивающиеся страны и страны третьего мира.
Некоторые из этих организаций созданы, чтобы помогать развивающимся странам, а следовательно, для мобилизации их в пользу развитой экономики требовалось разрешение президента.
Третьим открытым каналом стал Пентагон, который, имея в своем распоряжении 30 тысяч военных, расквартированных на нашей территории, обладает готовым к применению логистическим потенциалом. Он может строить военные госпитали, заниматься лечением итальянских пациентов с заболеваниями помимо Covid-19, поставлять оборудование, медицинские расходные материалы и обеспечивать защитой медицинский и сестринский персонал.
Как только ситуация в США стабилизируется, в Италию поступят также и аппараты для искусственной вентиляции легких. Меморандум предусматривает поддержку при восстановлении и перезагрузке экономики, которая, однако, еще не обсуждалась.
Помощь получил также частный сектор, для которого такие компании, как McDonalds и Pfizer, пожертвовали около 29 миллионов евро. Это не государственные фонды, но этот шаг служит свидетельством дружбы между нашими странами.
Эти меры несопоставимы с планом Маршалла, чей объем инвестиций составил 12 миллиардов долларов, что на сегодняшний день соответствует приблизительно 130 миллиардов. В политическом отношении, однако, эта помощь играет важную роль, даже учитывая стратегию поведения, которой до сих пор придерживалась администрация Трампа в области международных отношений.
Стратегия Москвы: логистическая помощь и торговый обмен
Сотрудничество между Россией и Италией в борьбе против эпидемии Covid-19 — это «не дорога с односторонним движением». Москва действительно закупает в Италии датчики давления, «без которых невозможно производить в России аппараты искусственной вентиляции легких», — об этом заявил 20 апреля Владимир Путин, подчеркнув в ходе транслировавшейся на государственном телевидении видеоконференции, посвященной санитарно-эпидемиологической обстановке в России, что «сотрудничество растет».
«Хорошо известно практическое взаимодействие с некоторыми партнерами в Италии, — заявил Путин и напомнил: Мы в эту страну направили и своих военных медиков, направили оборудование туда, как известно, по линии гражданских ведомств, по линии Минздрава. Но что в этой связи хотел бы сказать: это не просто игра в одни ворота, это не дорога с односторонним движением».
В конце прошлого месяца, помимо прочего, итальянский посол Паскуале Терраччано (Pasquale Terracciano) сообщал о 600 аппаратах искусственной вентиляции легких, направленных из Москвы в Италию. По мнению некоторых экспертов, однако, помощь нашей стране в рамках операции «Из России с любовью» может иметь геополитические цели, например, демонстрируя конец международной изоляции Москвы. Но эту гипотезу Кремль решительно отвергает. Безусловно, оказанная Италии помощь широко освещалась на российском телевидении, как и кадры с некоторыми людьми, сжигавшими флаг Европейского союза.
Россия уже направляла специалистов и оборудование в другие страны, в том числе в Китай, Сербию и Соединенные Штаты Америки. Но именно помощь Америке вызвала скепсис у некоторых критиков Путина, опасающихся, что Россия направляет другим странам те инструменты борьбы с коронавирусом, которых не хватает ей самой. Возможно, в том числе по этой причине Путин заявил, что «на следующий день после приземления в Нью-Йорке» российского военного самолета с оборудованием и средствами защиты Москва «подписала с американскими партнерами контракт на поставки датчиков потока воздуха, необходимых для производства аппаратов искусственной вентиляции легких в России».
Эпидемия Covid-19, к сожалению, распространяется и в России, и Путин должен продемонстрировать своим гражданам, что он делает все возможное, чтобы справиться с чрезвычайной ситуацией наилучшим образом.
Уже на прошлой неделе лидер Кремля принял меры предосторожности, подчеркнув, что «к сожалению», ситуация «меняется, и не в лучшую сторону» и что нужно быть готовыми ко «всем сценариям, даже самым сложным и чрезвычайным».
Сейчас общее количество зараженных в России превысило порог в 47 тысяч, а общее количество смертельных исходов составило 405 случаев. 20 апреля было зарегистрировано 4268 новых случаев заражения, что меньше шести с лишним тысяч, зарегистрированных 19 апреля, однако Путин немедленно предостерег население: России, сказал он, «удалось замедлить» эпидемию с помощью ограничительных мер, принятых в последние недели, но пик заражений «еще впереди».