Одним из самых неожиданных и интригующих событий этого уикенда сало совместное заявление президентов России и США по поводу 75-летия встречи на Эльбе советских и американских войск в дни Второй мировой войны.
«25 апреля 2020 года исполняется 75 лет со дня исторической встречи советских и американских солдат, которые пожали друг другу руки на поврежденном мосту через реку Эльба. Это событие стало предвестником решающего поражения нацистского режима», — говорится в распространенном пресс-службой Кремля полном тексте заявления лидеров двух стран.
Как отмечают президенты, «встреча на Эльбе — кульминация колоссальных усилий многих стран и народов, объединившихся в рамках Декларации Объединенных Наций от 1942 года». «Эта совместная борьба потребовала огромных жертв миллионов солдат, матросов и мирных граждан на многих театрах военных действий», — подчеркивается в заявлении.
Президенты России и США подчеркнули, что «Дух Эльбы» является примером того, как наши страны могут отложить в сторону противоречия, выстроить доверие и сотрудничать во имя общей цели».
Много лет мы не могли найти общей цели, но сегодня она трагически очевидна — как побороть инфекцию и как выпустить экономику из домашнего заточения. Сегодня из бизнес-среды и от профессионалов госуправления исходит даже не просьба — отчаянный призыв к срочному улучшению отношений России и США и к совместному поиску решений по коронавирусу. Показательна в этом отношении авторская колонка, которую написал для американского СМИ Си-эн-би-си (CNBC) генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев. Он призвал улучшать отношения России и США, сосредоточив усилия на трех направлениях. Во-первых, борьба с коронавирусом. Во-вторых, смягчение глобального экономического спада. И в-третьих — разработка платформы для будущего сотрудничества в борьбе с терроризмом, распространением ядерного оружия и изменением климата. "Сегодня Россия и США должны проявить единство и лидерство, чтобы победить коронавирус", — пишет Дмитриев в своей статье.
Итак, неужели в отношениях России и США наметилась новая разрядка? Не будем спешить с выводами, а представим нашим читателям те материалы зарубежной прессы, которые показывают: ожидание позитивных перемен в отношениях России и США назрело, и назрело оно не только в России. Причем импульс идет от людей известных и не очень, богатых и скромного достатка, но непременно — совестливых и реально обеспокоенных нашей общей судьбой.
В нашем обзоре мы решили обратить внимание на те западные издания, которые увидели в светлом событии 75-летней давности призыв к новым отношениям между РФ и США, а также между Россией и европейскими союзниками американцев. Сегодня, в условиях борьбы с коронавирусом, часто уподобляемым новой мировой войне, добрые слова от президентов дорого стоят. Но кое-что стоят и слова граждан: общественных деятелей, публицистов, действующих и отставных политиков, дипломатов, журналистов.
Так, в статье «Значение встречи на Эльбе через 75 лет» американская The Washington Times публикует открытое обращение к лидерам США и РФ более 40 «лидеров мнения» наших стран, среди которых есть и неоднократные авторы ИноСМИ — американцы Дэвид Фоглсон (David Foglesong) и Джереми Кузмаров (Jeremy Kuzmarov):
«Отмечая рост опасностей и расходов, связанных с неконтролируемой гонкой ядерных вооружений, подписанты обращения призвали к срочным переговорам. Эти переговоры должны идти и на двустороннем треке между США и Россией, и на уровне многосторонних дискуссий среди постоянных членов Совета Безопасности ООН. Предметом переговоров должны стать проблемы, вытекающие из прекращения Договора о ракетах средней и малой дальности (ДРСМД). И США, и Россия вышли из договора в 2019-м году. Второй предмет для переговоров — приближающееся прекращение действия договора по Стратегическим наступательным вооружениям (СНВ). Срок действия договора истекает в феврале 2021 года. Участники оращения также подчеркнули необходимость возобновления международного сотрудничества и дальнейшего его расширения с целью предотвратить дальнейшее распространение ядерных вооружений. Приближающаяся Генеральная Ассамблея ООН осенью этого года дает прекрасную возможность для этих важных переговоров».
Отметив также важность борьбы с изменением климата и поддержав проект массовой высадки деревьев для абсорбции выделяемых из-за экономической деятельности человека окисей углерода, участники обращения подчеркнули:
«Мы считаем, что в отсутствие широкого диалога между правительствами США, России и стран Евросоюза межличностные контакты меду гражданами наших стран играют еще более важную роль, чем раньше. Новые коммуникационные технологии, такие как ZOOM, дают прекрасные возможности для прямого онлайн-общения между гражданами всех стран мира. Американский университет в Москве и Католический университет США уже проводят такие онлайн-встречи, подключаются также и студенты МГУ, а также американского Национального университета ядерных исследований. Тем не менее, эту инициативу общения надо расширять, вовлекая в нее другие университеты, колледжи, средние школы, а также НГО (негосударственные организации) изо всех стран мира».
«Вспоминая то, как газеты СССР и США, а также других западных стран в 1945 году радостно приветствовали соединение на Эльбе наших войск 75 лет назад, грустно смотреть на то, как в последние годы взаимная демонизация наших стан в масс-медиа сделала продуктивный диалог между нашими лидерами затрудненным, — отмечает на своих страницах The Washington Times. — В связи с этим участники обращения призвали журналистов избегать сенсационалистского подхода, ведущего к обвинениям других стран и народов, а вместо него продемонстрировать другой, ответственный подход к освещению международных отношений. Участники обращения выразили уверенность в том, что масс-медиа смогут таким образом продвигать улучшение отношений между Востоком и Западом — так же, как СМИ США и СССР делали это в 1980-е годы, когда благодаря такому подходу был остановлен тогдашний раунд гонки вооружений, а холодная война подошла к своему концу».
Михаил Сергеевич Горбачев не стал отдельно откликаться на годовщину встречи на Эльбе, но в последние недели он несколько раз выступил с заявлениями, смысл которых совпадает с тревогами и пожеланиями участников обращения к руководству России и США со страниц The Washington Times. Вот что Горбачев пишет на страницах американского журнала Time:
«Перелом произошел в середине 1980-х годов, когда мы поняли, что это (угроза ядерной войны — прим. ред.) — наш общий враг, общая угроза. И тогда руководители двух стран — СССР и США — заявили, что ядерная война недопустима и в ней не может быть победителя. Последовал Рейкьявик, а за ним — первые договоры о ликвидации ядерного оружия. Но, хотя к настоящему моменту уничтожено 85% тех ядерных арсеналов, угроза остается, и она не исчезнет окончательно до тех пор, пока человечество не избавится от оружия массового уничтожения…»
Затем на страницах Time Горбачев обращается к теме коронавируса, что естественно в нынешних условиях, когда становится ясно, что глобальную пандемию, как и ядерную опасность, можно побороть (или хотя бы уменьшить до приемлемых размеров) только сообща:
«И вот новое напоминание о еще одном грозном вызове — болезнях и эпидемиях, способных в глобальном, взаимосвязанном мире распространяться с невиданной прежде скоростью,- пишет Горбачев. — Ответ на этот новый вызов не может быть чисто „национальным". Да, на правительства государств легла сегодня огромная ответственность, им приходится принимать труднейшие решения. Но уже сегодня и особенно завтра необходимо будет принимать решения на уровне всего мирового сообщества. Для того, чтобы мир после пандемии действительно изменился к лучшему, необходима глобальная стратегия, согласованные усилия всех».
Что же мешает объединению усилий России и Запада (прежде всего США) в борьбе с сегодняшними общими вызовами? Одну из причин указал бывший посол США в СССР Джек Мэтлок, так отреагировавший в сети Facebook на статью Горбачева в журнале Time: «Это очень важное послание от президента Горбачева. Если бы у нас были сегодня лидеры того масштаба, который мы имели в те дни, когда он сам был у власти, мы бы использовали кризис [с коонавирусом] для того, чтобы объединить страны в борьбе с этим общим врагом. Мы не стали бы конкурировать в гонке за иллюзорным превосходством».
Увы, «гонка за иллюзорным превосходством», о которой пишет посол Мэтлок, во многом заложена в международных договорах западных альянсов, а иногда и в законодательстве некоторых стран. Соглашения, заключенные между США и странами сегодняшнего ЕС еще в период холодной войны, а потом усиленные во время недавнего обострения отношений с Москвой вокруг Украины и Сирии, — эти соглашения сегодня являются одним из барьеров на пути к совместным действиям Запада и России. Какие могут быть совместные действия во имя благородных целей, когда сохраняется санкционный режим в отношении России? А с другой стороны — как снимать эти санкции, если они наложены коллективно в рамках ЕС и НАТО? По этой причине и эти старые западные организации сегодня подвергаются критике. И критика эта идет не справа и не слева, а со стороны людей, увидевших в первую очередь в некоторых закостеневших структурах НАТО «лежачий камень» на пути к мирному урегулированию между Россией и США.
В этом плане интересна статья трех критиков НАТО, опубликованная недавно в американском журнале National Interest. Авторы — Шарон Теннисон (Sharon Tennyson), Дэвид Спиди (David Speedie) и Кришен Мехта (Krishen Mehta). Озаглавлена статья несколько провокативно: «Является ли НАТО все еще необходимой организацией?»
Вот что пишут авторы: «В то время как коронавирус заставляет весь мир сфокусироваться на продолжительной кризисной угрозе жизни людей, а заодно на мрачной перспективе долговременного экономического кризиса… лидерам стран мира нужно перенастроить приоритеты финансовых трат, сосредоточившись на реальных нынешних угрозах национальной безопасности… Между тем Все еще сохраняется общая западая приверженность к НАТО, чьи глобальные амбиции во многом определяются и финансируются Соединенными Штатами. Между тем эти глобальные амбиции давно уже должны быть поставлены под вопрос».
Далее три автора рассказывают о множестве измен «духу Эльбы» со стороны Запада: о невыполнении Западом неофициального соглашения с Горбачевым о нерасширении НАТО на восток, о вовсе не являвшихся необходимыми войнах в Югославии, Ливии, Афганистане.
«Мы [американцы] использовали НАТО для того, чтобы действовать односторонне, без одобрения конгресса или международного сообщества с надлежащим юридическим подкреплением наших действий, — пишут три американских автора на страницах National Interest. — Конфликт Америки с Россией в этих условиях носит политический, а не военный характер. Он может быть разрешен через креативную дипломатию. Так что США нужна более активная дипломатия, а не грубый военный инструмент в форме НАТО».
"Экзотические военные игры на границах России, а также разрыв нами договоров о контроле над вооружениями — все это представляет собой растущую угрозу, которая может уничтожить всех, особенно в тот момент, когда международное внимание сосредоточено на куда менее видимом микроскопическом «враге». Коронавирус присоединился к длинному списку глобальных угроз, которые требуют сотрудничества, а не конфронтации для своего разрешения — и сегодня больше, чем когда-либо в прошлом",- пишут Шарон Теннисон (Sharon Tennyson), Дэвид Спиди (David Speedie) и Кришен Мехта (Krishen Mehta) на страницах National Interest.
Со статьей «Мир после пандемии» выступил на станицах The Washington Times и президент Американского университета в Москве Эдуард Лозанский, много лет являющийся главным организатором и вдохновителем совместных российско-американских празднований очередной годовщины встречи на Эльбе.
«Являемся ли мы свидетелями строительства новой конфигурации государств в мире после COVID-19?» — задается Лозанский вопросом в подзаголовке своей статьи.
В своих выступлениях автор высказывает надежду, что возрождение «духа Эльбы» поможет США вернуть то моральное лидерство, которым эта страна безусловно обладала в конце восьмидесятых годов.
«Продолжающиеся заявления из Вашингтона о собственном превосходстве и богоданном праве на мировое лидерство сегодня звучат как пустая риторика, — пишет гражданин США и бывший советский политэмигрант Лозанский. — Экономическая и военная мощь все еще в наших руках, но необходимая в таких случаях моральная высота и „мягкая сила" в плане привлекательности для других стран почти исчезли».
Поправить эту ситуацию еще не поздно, и о том, к каким историческим примерам тут можно обратиться — об этом напоминает на страницах американского издания The Hill бригадный генерал в отставке Питер Звак (Peter Zwack). В своей статье «Остановитесь, чтобы вспомнить рукопожатие, которое потрясло мир» генерал пишет:
«Давайте сделаем так, чтобы во время нашей всеобщей борьбы с крайне опасным вирусом мы нашли время оглянуться через поколения назад — и вспомнить символизм того иконического рукопожатия на реке Эльбе. Мировым лидерам в те дни приходилось справляться с гигантскими проблемами. И воспоминание о том, что мы все-таки с ними справились, может дать искорку чего-то позитивного — и для Москвы, и для Вашингтона, и для других стран нашего исстрадавшегося, израненного мира. Это воспоминание поможет нам не утратить надежду на лучшие времена».