Мытищи, Россия — Для 16-летней советской девушки, которая вступила в ряды вооруженных сил во время Второй мировой войны, чтобы сражаться с нацистскими захватчиками, первой неожиданностью в армии стала холодная, грязная конюшня — в ней предполагалось сделать спальню для девушек-курсантов.
Внутри была навалена большая куча смерзшегося конского навоза. Замок на двери отсутствовал, только торчал какой-то изогнутый ржавый гвоздь. А про туалет, изрядно загаженный все тем же навозом, вообще можно не говорить.
В 1941 году бóльшая часть сотрудников московского госаппарата — а с ними и 300 девушек-курсантов — была эвакуирована в город Самару на Волге. И вот, Галина Брок-Бельцова раздобыла где-то лопаты и ломы и раздала их остальным девушками. Всю ночь им пришлось долбить обледеневшую кучу конского навоза и очищать ванную, за что все они получили благодарность от командования.
Сейчас Галине Брок-Бельцовой 95 лет, она российский ветеран Второй мировой войны, которых с каждым днем становится все меньше и меньше как среди союзников, так и среди бывших врагов. Кроме того, она единственная из доживших до сегодняшнего дня женщин, которые служили в трех знаменитых женских авиаполках Сталина.
В субботу россияне будут отмечать День Победы, ознаменовавший поражение нацистов в 1945 году. Традиционно, в России этот праздник считается самым важным. В нынешнем году президент Владимир Путин планировал провести особенно грандиозный парад на Красной площади, чтобы продемонстрировать военную мощь России к 75-летней годовщине победы. Однако из-за пандемии коронавируса торжества были отложены.
Ряд мировых лидеров, включая лидера Китая Си Цзиньпина (Xi Jinping) и французского президента Эммануэля Макрона (Emmanuel Macron), согласились приехать на парад. Этот парад должен был акцентировать внимание на важном и знаменательном событии для Путина, который недавно объявил об изменениях Конституции, благодаря чему его правление смогло бы продлиться до 2036 года.
Галина Брок-Бельцова собиралась побывать в Кремле на ежегодном торжественном обеде с Путиным — он всегда приглашает ветеранов, правда, их становится все меньше и меньше.
Решение приняла во время авианалета
У нее пышные седые волосы, на тонкой золотой цепочке она носит необычную подвеску в виде советского самолета Пе-2 — на самолетах это типа летали в ее авиаполку. Ей идет шарф с малиновыми оттенками и маникюр — полупрозрачный розовый лак для ногтей. А еще ей нравится глубокий аромат цветочных духов.
Она живет в Мытищах — в этом городе, расположенном в 15 милях (около 24 километров — прим. ред.) к северо-востоку от Москвы, проживает много таких же ветеранов войны. На полках в ее квартире можно увидеть многочисленные фотографии, хранящие воспоминания о прошлом, а на почетном месте стоит маленький белый мишка из мыльного камня — он свидетель истории любви, которая зародилась в военные годы.
Галина Брок-Бельцова прочно усвоила урок Марины Расковой: нужно верить в свои силы. Марина Раскова — это первая советская женщина-штурман, которая в 1941 году убедила советского лидера Иосифа Сталина создать три женских авиаполка. Но два года спустя она погибла в авиакатастрофе.
После нацистского вторжения в 1941 году на улицах Москвы на каждом углу висели патриотические плакаты, призывавших идти на фронт. И Галину Брок-Бельцову они не оставили равнодушной.
Как-то раз она, 16-летняя девушка, выходила вместе с подругами из кинотеатра в центре Москвы, и в тот момент прозвучал сигнал воздушной тревоги, которая призывала жителей бежать в бомбоубежище. Какой-то милиционер поторопил девушек, указав на недостроенную станцию метро, в которой укрывались объятые ужасом женщины, дети, старики. Вместо этого девушки отправились в ближайший военкомат.
«Мы были спортивными, сильными и очень смелыми. Возможно, мы были слишком смелы и бравировали», — сказала Галина Брок-Бельцова.
Ее коротко остригли и сначала выдали кирзовые сапоги на четыре размера больше — они были уж слишком велики — и форменную одежду, сшитую на мужчин, которая была настолько велика, что руки девушки не доставали до карманов. Однако, в конце концов форму и сапоги, все-таки подобрали по размеру.
«Он будет тебя оберегать»
В 1943 году, когда женские экипажи понесли потери, командование набрало девять девушек-стажеров, которые добровольно согласились пойти учиться на штурманов. Среди них была Брок-Бельцова. Её отправили проходить обучение на «пешках»; так назывались двухмоторные пикирующие бомбардировщики Пе-2, гордость советских ВВС.
Галина вспоминает, что когда вместе с другими девушками-добровольцами она неподвижно стояла в строю, их командир, Георгий Бельцов, невольно задержал взгляд на её меленьких ботинках и лётной куртке. В Георгия были влюблены все девушки. И Галине он тоже понравился, но виду она не подавала. Как-то раз на танцах он ее пригласил, но она в ответ посоветовала ему выбрать кого-нибудь другого и вскоре ушла.
В 1944 году ее отправили на фронт выполнять боевую задачу. Перед самым отлетом, пока экипаж ожидал в самолете, Георгий Бельцов пришел проводить Галину.
«Конечно, я и не ожидала его увидеть, — говорит Брок-Бельцова. — Я думала только об отправке на фронт. После этого он стал мне писать по три письма в день». А однажды он сфотографировал и прислал ей маленького белого мишку, сделанного из мыльного камня.
«Он сказал: „Это наш талисман. Пожалуйста, во время полета всегда носи эту фотографию с собой. Он будет тебя оберегать‟», — вспоминает Галина.
Когда самолеты 587-го бомбардировочного авиаполка, в котором служила Галина Брок-Бельцова, полетели плотным строем, ей пришлось, чтобы улучшить обзор, подложить на кресло парашют словно подушку. Но во время первого боевого вылета, вспоминает она, было сложно ориентироваться по местности: дороги, деревни и леса, отмеченные на карте, были уничтожены в результате боев. А такие ориентиры, как, например, реки, с трудом просматривались.
«У нас было боевое задание. Мы открывали огонь и бомбили, но не могли понять, где именно мы находимся», — говорит Галина Брок-Бельцова.
«Страдания не обошли никого»
В 1945 году она приняла участие в битве за Кенигсберг, на тот момент самый восточный из городов Германии, который представлял собой мощный укрепрайон. В результате авианалетов и ударов по наземным целям город очень сильно пострадал. Брок-Бельцова видела в этом расплату за разрушенный нацистами Сталинград.
«Это война. Мы их уничтожали и покоряли, потому что они пытались уничтожить нас, — сказала Брок-Бельцова. — Они оккупировали наши деревни и города». Ее экипаж бомбил сильно защищенный порт Пиллау, расположенный неподалеку от Кенигсберга, и получил благодарственные письма лично от Сталина.
587-й авиаполк совершил всего более 1 тысячи 100 боевых вылетов. А девушки из соседнего 588-го полка ночных бомбардировщиков, которых называли «ночными ведьмами», летали без парашютов на своих медленных и непрочных бипланах По-2.
В 2005-м году одна из летчиц 588-го полка Клавдия Дерябина в интервью заявила, что в советское время разговоры о жертвах среди гражданского населения и о просчетах были запрещены.
Но у штурмана 588-го полка Татьяны Сумароковой, которая выполнила более 700 боевых вылетов, а в 1995 году была удостоена звания Героя Российской Федерации, на протяжении десятилетий было неспокойно на сердце. В 1995 году, за два года до своей смерти, в интервью она рассказала, что в результате одной из бомбардировок, имевших целью уничтожить одного немецкого офицера, один из городов на юге подвергся бомбардировке, при этом погибли сотни мирных жителей. И этот случай не давал ей покоя. «В советские годы никто никогда не говорил об этом, — сказала тогда Сумарокова. — Это очень личное, у каждого болит сердце» (автор статьи не сообщает ни названия города, ни важности упомянутого «одного немецкого офицера». При этом, автор статьи ссылается на интервью летчицы Татьяны Сумароковой, но не упоминает источник — прим. перев.).
Предложение руки и сердца
После окончания войны Георгий Бельцов, к тому времени уже генерал, отыскал Галину в литовском Паневежисе и предложил ей выйти за него замуж и подарил ей маленького медвежонка, вырезанного из белого камня. Галина ответила отказом, поскольку собиралась поступать в университет.
«Он сказал: „Я ждал тебя всю войну. Ты своими солдатскими сапогами попираешь человека, который тебе предан‟», — вспоминает она слова Георгия. Она помнит, как в тот момент задрожали его губы, и он был готов расплакаться.
«Я была потрясена, — сказала Галина. — Это был холодный душ, который привел меня в чувство. И я изменила свое решение».
Приготовления к свадьбе шли быстро. К столу хотели подать гуся, а денег не было. Пришлось за гуся отдать белье, которое в те времена считалось дефицитом.
Галина поступила в университет и стала профессором истории. По ее словам, за 60 лет брака и до самой смерти Георгия Бельцова в 2005 году супруги поссорились только один раз, и то из-за того, что Георгий слишком много времени отдавал работе в своей авиационной школе, которую возглавлял.
Галина Брок-Бельцова не чувствует себя на свой возраст. Ее часто приглашают принять участие в мероприятиях, посвященных военной тематике, читать лекции, рассказывать о своем боевом пути молодым офицерам, которые преклоняются перед ее мужеством.
Для Галины Брок-Бельцовой День Победы всегда был воплощением славы, триумфа и скорби.
«Я была молода. Нас отправили в действующую армию, мы не успевали хоронить погибших. Мы выпрыгивали с самолетов, — говорит Галина Брок-Бельцова. — Мы горели. Женщины погибали». У неё шесть государственных наград и 18 медалей.