Более 600 врачей [в США] подписали открытое письмо президенту Трампу во вторник, призывая его к тому, чтобы прекратить «национальную кампанию по самоизоляции», направленную на ограничение распространения коронавируса. Доктора назвали государственные указы, держащие бизнес под замком, а детей вне школы, «действием, вызвавшим массовые потери среди населения». Они также пригрозили, что «негативные последствия» таких указов для общественного здоровья могут «расти по экспоненте».
Письмо обрисовывает целый набор негативных последствий для здоровья, которые врачи наблюдают в результате «коронавирусных» ограничений деловой активности. Среди них — - тот факт, что пациенты пропускают плановые обследования. А ведь пропуск этих обследований может привести к опозданию в диагностировании опаснейших заболеваний типа сердечной недостаточности и рака. Врачи указывают еще и на рост злоупотреблений алкоголем и другими вредными субстанциями, а также обращают внимание на возникающую финансовую нестабильность, которая может привести к бедности, а вслед за ней и к слабому здоровью. Но вот полный текст письма:
«Президенту Дональду Трампу, Белый Дом, дом 1600 по Пенсильвания-авеню, город Вашингтон. 19 мая 2020 года.
Уважаемый господин президент, тысячи врачей всех специальностей и представляющих все штаты нашей страны хотели бы выразить нашу благодарность за ваше руководство. Мы пишем вам сегодня, чтобы выразить нашу обеспокоенность по поводу нарастающей в геометрической прогрессии волны негативных последствий для общественного здоровья, вызванных общенациональной самоизоляцией. С медицинской точки зрения, самоизоляция была действием, вызвавшим массовые потери среди населения. В случаях подобных инцидентов с массовой угрозой для общественного здоровья пострадавшие немедленно разделяются на группы: черную, красную, желтую и зеленую.
В первую (черную) группу входят люди, чье спасение требует слишком большого количества ресурсов во время массового кризиса. Здоровье красной группы получило тяжелые повреждения, но члены красной группы могут выжить при оказании им соответствующей медицинской помощи. Желтая группа имеет серьезные ранения, но они не являются непосредственной угрозой для жизни. А у зеленой группы — маленькие, неважные ранения. Красная группа в таких случаях получает высочайший приоритет. Следующий приоритет — добиться того, чтобы другие две группы не скатились в красную и черную. Десятилетия исследований показали, что, строго следуя этому алгоритму, мы спасаем максимальное количество жизней. Миллионы американцев сегодня уже в красной группе. Среди них — те 150 тысяч американцев в месяц, которые дали бы позитивный результат во время стандартного тестирования на рак. Их можно было бы уже лечить, но поскольку тестирование не имело места, их не лечат. Добавьте сюда миллионы упустивших стандартный визит к зубному врачу — а ведь диагноз стоматолога позволяет начать лечение проблем, связанных с болезнями сердца и смертью от этих болезней. Без самоизоляции можно было бы предотвратить все виды инсультов, инфарктов. Добавьте сюда еще и случаи жестокого обращения с детьми.
У горячих линий, на которых психологи помогают людям, раздумывающим о самоубийстве, работы прибавилось на 600 процентов. Десятки миллионов попали в «желтую» группу. Продажа алкогольных напитков возросла на 300-600 процентов, больше продается и сигарет. А тут еще и квартплату платить нечем, ухудшаются отношения внутри семьи, а миллионы запланированных диспансеризаций у детей так и не состоялись. То есть в зеленую группу попали сотни миллионов людей. Эти люди пока держатся на плаву, но они попадают в группу риска при новом ухудшении экономической ситуации.
Бедность и финансовая неопределенность тесно связаны с плохим здоровьем. Продолжающаяся самоизоляция означает, что сотни миллионов американцев могут спуститься на уровень вниз (из зеленой группы в желтую, из желтой — в красную). А далее представим реальные примеры из нашей практики. Пациентка E.S. — это мать двоих детей, которая вместо работы полного рабочего дня была понижена до уровня приходящего сотрудника-почасовика. Муж пациентки получил отпуск на неопределенный срок. Получается большая семейная драма: отец пьет все больше, мать впадает в депрессию и не следит как следует за своим диабетом. Ну а дети, естественно, едва-едва изредка обращаются к дистанционным школьным занятиям.
Пациентка A.F. больна хроническими заболеваниями, но прежде все время находилась в стабильном состоянии. Запланированная замена протеза тазобедренного сустава была отложена, что заставило пациентку вести почти исключительно сидячий образ жизни. Последствием стала тромбоэмболия легочной артерии в апреле. Пациент R.T. живет в доме для инвалидов с медицинским обслуживанием. У него был приступ хронического заболевания в начале марта, но ожидалось, что он полностью восстановится. Со времен начала самоизоляции он не получал ни физической, ни речевой терапии, к нему не допускали посетителей. Он потерял вес, а в нынешних условиях все сдает и сдает вместо того, чтобы улучшать свое состояние. Пациент S.O. — студент первокурсник, который не может вернуться к нормальной жизни, обучению, дружбе. Он рискует впасть в депрессию, стать алкоголиком. А ведь существуют еще опасность пристраститься к наркотикам плюс травма, связанная с надвигающейся финансовой неопределенностью. Мы, врачи, встревожены тем, что выглядит со стороны государства как недостаток внимания к здоровью наших пациентов.
Деградирующее влияние на здоровье со стороны самоизоляции, ведущее к переходу во все более опасные желтую и красную группу, — эта опасность не получает достаточного внимания прессы и вообще недооценивается. Здесь ошибка заключается в недооценке масштабов происходящего.
Невозможно переоценить краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный вред народному здоровью от продолжающейся самоизоляции. Потеря работы — один из сильнейших стрессов в жизни. И его вредное влияние на здоровье не уменьшается тем фактом, что вместе с вами потеряли работу еще 30 миллионов других людей. Сохраняющееся закрытие школ и университетов безумно вредно для детей, подростков, а также молодых людей — последствия растянутся на десятилетия вперед. Миллионы человеческих потерь от продлевающегося застоя в работе множества учреждений уже являются реальностью — хотя, может быть, эти потери и не назовут их настоящим именем. Они будут убивать под именами алкоголизма, бездомности, самоубийств, инфарктов, отказа работы почек и т.д. Среди молодежи эти убийственные тенденции получат имя финансовой нестабильности, безработицы, отчаяния, наркопотребления, нежеланных беременностей. Плюс бедность и насилие. Ущерб народному здоровью как бы растворен в быту, он не виден — во и есть люди, которые утверждают, что его вообще нет. Мы, нижеподписавшиеся, считаем по-другому. Пожалуйста, дайте нам знать, если мы можем помочь.
С уважением, Симона Гольд, заслуженный врач, а также 500 врачей (подписи прилагаются).