В начале 2020-го года одной из топ-тем во Львове стала судьба львовского футбольного клуба «Карпаты». Его руководство, в частности почетный президент Петр Дыминский, который скрывается за границей по подозрению в совершении смертельного ДТП, заявило, что клуб, который уверенно занимает последнюю строчку в чемпионате, может прекратить существование, если городская власть не предоставит «Карпатам» (а точнее кипрской компании) землю вокруг стадиона «Украина». Компромиссным вариантом была идея создания «народной команды», когда каждый болельщик может стать совладельцем клуба. Немало известных лиц Львова, в том числе и городской голова Андрей Садовой, считают, что теперь «Карпаты» могут стать украинским аналогом испанской «Барселоны», где болельщики на правах акционеров действительно влияют на развитие клуба. Впрочем, существует подозрение, что в украинских реалиях это обернется не испанским опытом, а очередными «Нью-Васюками».
Тем более, что «опыт» у руководства львовского клуба уже есть, поскольку строить львовскую «Барселону» они намерены не впервые. В 2012 году уже звучало заявление о переходе к принципиально новой модели управления. Отныне 50% акций «Карпат» (оказалось, что такие существуют) должны принадлежать болельщикам клуба, которые, в свою очередь, должны формировать его политику. В то же время звучали заявления, что и футболисты будут играть, как «Барселона», — в зрелищный и результативный футбол. Результат — из года в год наблюдается в турнирной таблице.
Какое отношение деятельность футбольного клуба имеет к карантину на Украине? Напрашивается, по крайней мере, одна очевидная параллель — несоизмеримость желаний и амбиций с реальными возможностями. «Карпатам» из года в год ставят задачу пробиться в еврокубки. Украинская власть всех уровней при введении карантина также явно переоценила свои возможности. Карантин был и является очевидной необходимостью. Можно спорить о целесообразности отдельных ограничений или об их безосновательности, но на суть дела это не влияет. Ввести карантин — это только половина дела. Куда важнее осуществить контроль за соблюдением его.
И тут начинаются серьезные проблемы. Соблюдение правил, уважение к ним — это, к сожалению, очень часто не про наше общество. Можно долго искать исторические причины, но сейчас не время для этого. Куда важнее осознание, что в условиях пандемии откровенное пренебрежение, по крайней мере, базовых мер безопасности — это уже не «борьба с системой», а опасное безумие. Причем опасное не только для таких «героев», но и для тех, кто их окружает.
Ключевой проблемой является отсутствие санкций за нарушение правил. Это касается едва ли не всех сфер деятельности уже на протяжении десятилетий — от копателей янтаря до банальных нарушителей правил дорожного движения. А в последнее время — и нарушителей карантина. Часто можно услышать мнение, что драконовские штрафы решат проблему. И это совершенно не так. Во-первых, размер наказания не имеет значения, если его обычно можно избежать. Во-вторых, размеры штрафов должны адекватно коррелироваться. Сейчас значительно дешевле ездить пьяным за рулем, чем выйти в безлюдный парк. Абсурдность — это не то, что обеспечивает успешный результат. И штраф в размере семнадцати тысяч гривен за мелкое нарушение карантина — это логично настолько, насколько «Карпатам» одновременно выставлять на трансфер 19 футболистов. Потому что, оказывается, Михаил Кополовец — не Лионель Месси, Игорь Пластун — не Жерар Пике, а Муртаз Даушвили — не Андрес Иньеста.
Ничто так не способствует соблюдению правил, как их адекватность и осознание неотвратимости наказания за нарушение. Зато в нашей реальности десяток правоохранителей героически задерживает нарушителя в Гидропарке, тогда как в Шостке сотни людей в тесном (в прямом смысле) кругу приходят на похороны директора местного завода. Реакция полиции — обещание проверить, было ли нарушение карантина. И примеров таких несоответствий можно привести сотни. Если люди видят, что ограничения можно безнаказанно нарушать — многие из них будут делать это. И никакие призывы к ответственности не помогут. Именно адекватность и неизбежность санкций со временем формируют самодисциплину и уважение к нормам наподобие немецкой или шведской. Этого не хватает в Италии или Испании, которые в смысле «любви» к правилам куда ближе к украинцам, чем к немцам. Коронавирус демонстрирует цену такого подхода.
Важное условие для функционирования правил — равенство всех перед ними. Если у президента или тренера команды есть любимец, которому позволено больше, чем другим игрокам, — то падение командной морали обеспечено. В разные времена «любимцами» футбольных чиновников у нас были «Динамо» и «Шахтер», чье привилегированное положение никак не способствовало росту уровня других клубов. Так же во время карантина мелкие предприниматели могут задать логичный вопрос: почему их небольшие магазины закрыты и бизнес под угрозой исчезновения, тогда как «Эпицентры» работают без всяких ограничений и со скоплением людей, явно нарушающих установленные правительством нормы. Если же «Эпицентр» имеет неизвестное общественности ключевое стратегическое значение — то стоит хотя бы объяснить людям, в чем оно заключается. Однако адекватная коммуникация — это ни об украинской власти всех уровней, ни об украинском футболе.
Отдельная история — церкви. Особенно — единственная и неповторимая филиал РПЦ на Украине, которая откровенно высмеивает все карантинные ограничения, что в очередной раз было продемонстрировано на Пасху. Поскольку деятельность Киево-Печерской и Почаевской лавр светская власть на втором месяце карантина героически сумела ограничить, то ареной для театра абсурда стала Святогорская лавра, где сотни людей все вместе и без масок встречали благодатный огонь, привезенный чартерным рейсом на деньги Вадима Новинского. Этот пример показывает и другую особенность украинского карантина. Значительному количеству людей тестирование на covid-19 проводят лишь в крайних случаях. Зато «наиболее православному» (еще лучше высказался Юрий Луценко, но нецензурно) депутату Верховной рады провели тест, как только он почувствовал легкий дискомфорт, а температура тела поднялась до «смертельного» показателя — 36,8 градуса. О специальных палатах, которые должны были подготовить в больницах для «избранных», и вспоминать нечего.
Это напоминает начало 2010-х годов, когда прикосновение к игроку «Шахтера» — это пенальти в ворота его соперника. Зато если капитан «горняков» Дарио Срна рукой парирует удар в ворота своей команды — все окей, играем дальше. Самая большая беда в том, что все эти политические и футбольные случаи — это правила, а не исключения. Ну и конечно, это напоминает «превращение» «Карпат» в «Барселону» в 2012-м году. Оказалось, что «руководить» командой смогут не все болельщики, а только «правильные». То есть представители конкретной организации «Всегда верны» — далеко не единственной из существующих, однако приближенной к руководству клуба. Почему так? Потому же, почему «Эпицентру» можно, а малому бизнесу — нет. То есть догадайтесь сами.
Откровенно роднит львовские «Карпаты» и действия украинской власти во времени пандемии — хаотическая кадровая политика. За восемь лет, прошедших со времени провозглашения львовской «Барселоны», «Карпаты» возглавляло более десятка наставников. В таких условиях не то что «Барселону» не построишь, но и от ровенского «Вереса» на родном стадионе 1:6 получишь. Похожая ситуация и с украинскими чиновниками. В частности, одним из ключевых во времена карантина министерств — здравоохранения, которым от начала 2020 года руководит уже третий министр. Отсутствие кадрового резерва, желание мгновенных результатов, прыжки от одной крайности к другой — это и о руководстве «Карпат», и, что более обидно, об украинских руководителях разных времен. Особенно — нынешних.
И больше всего общего между действиями украинской власти и украинским футболом, прежде всего близким львовянам «Карпатами», — это непонимание очень простой истины. Чтобы построить что-то крепкое, прочное и действенное, нужен фундамент. Чтобы играть и функционировать, как «Барселона», недостаточно скопировать схемы Хосепа Гвардиолы, а потом выгонять футболистов, потому что они почему-то все еще играют как «Карпаты», а не испанский гранд. Посредственный пианист и под дулом автомата не станет Йоганнесом Брамсом. Нужно десятилетиями выстраивать модель управления, инвестировать в образование, воспитывать будущие кадры и еще немало другого.
Это же касается и попыток украинской власти ввести карантин и следить за его соблюдением. Украина не может повторить опыт Германии или другого успешного в борьбе с коронавирусом государства, просто скопировав их действия. Хотя бы потому, что между Украиной и Германией дистанция, соизмеримая расстоянию между нынешними «Карпатами» и «Барселоной». Конечно, это не значит, что стоит опустить руки и не делать ничего. Ведь опасность реальна. Хорошим началом будет принцип «сначала подумать —потом сделать. А не так, как с неожиданным закрытием метро или пригородных сообщений без обеспечения альтернативы тем, кому действительно необходимо добираться на работу. Хорошим продолжением будет обязательность правил и санкций за их нарушение для всех, а не только в отдельных случаях. Без оглядки на имущественный или социальный статус.
Проблемные моменты украинского карантина, как и нынешнее положение «Карпат», демонстрируют, что базу нужно развивать и совершенствовать постоянно, а не во время кризиса. Потому что, когда наступит форс-мажор в виде угрозы вылета в Первую лигу или covid-19, будет поздно. Недостаток этого осознания характерен для большинства из нас. Без него ни обещания, что болельщики будут руководить футбольным клубом, ни лозунг «все мы — президенты» не дадут ничего, кроме хождения по знакомым граблям. Один раз в поколение на Украине происходят положительные сдвиги вроде Оранжевой революции или Революции достоинства. С еще большими интервалами Украина дает футбольному миру футбольных суперзвезд вроде Андрея Шевченко. Чтобы эти явления не выглядели случайными на фоне общей тенденции, нужен устойчивый фундамент, продуманность и осознание пределов собственных возможностей.
Украина богата ресурсами, а, прежде всего, талантливыми людьми. Но вместо нового Андрея Шевченко наше государство и общество пока что больше напоминает итальянского футболиста Марио Балотелли — одного из самых больших талантов мирового футбола в ХХІ веке, который потенциально мог соперничать с Месси или Криштиану Роналду. Зато он упустил все возможности, став воплощением утраченных за собственные глупости шансов. Его пример напоминает всем — таланта недостаточно, если нет постоянной кропотливой работы над собой. Это касается в равной степени политиков, футболистов и обычных граждан. Только осознав это, «Карпаты» получат шанс выбраться из привычных низов турнирной таблицы, а Украина — стать успешным и богатым государством.