После того как 30 мая в 22:23 по московскому времени космический корабль Crew Dragon 2 успешно состыковался с МКС, глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин вежливо поздравил в Твиттере Илона Маска, добавив: «С нетерпением ждем дальнейшего сотрудничества». На самом же деле Москве пора бить тревогу.
С перезапуском пилотируемой космонавтики в США спустя почти десятилетие закончилась крайне прибыльная российская монополия. Каждое место американского астронавта на борту «Союза» обходилось НАСА в 80 миллионов долларов. Маск, говорят, предлагает полеты по 60 миллионов за астронавта.
В последние годы между Маском и Рогозиным ведется диалог в Твиттере. При этом обычно чиновники из области космонавтики не участвуют в публичных дискуссиях. Но Рогозин, бывший постпред России при НАТО в Брюсселе, а позднее и вице-премьер, действует иначе.
Когда НАСА несколько лет назад объявило, что собирается возобновить пилотируемые полеты при помощи ракет Falcon Илона Маска, Рогозин пошутил, что американские коллеги могут сразу попробовать доставлять астронавтов на МКС при помощи батута.
Вероятно, это даже подстегнуло Маска и НАСА в борьбе за независимость от российской помощи. И вот Маск написал в Твиттере: «Батут работает».
Пассажирские полеты и ракеты-носители
Руководитель Института космической политики Иван Моисеев анализирует ситуацию: «Из-за нескольких слов вице-премьера Россия потеряла несколько миллиардов долларов». В мае был закрыт, по всей видимости, последний договор по полету американца к МКС на корабле «Союз». Старт должен состояться в октябре 2020 года.
Похожее происходит и с поставками ракетных двигателей в США. Американские ракеты-носители Atlas и Antares много лет летают на российских двигателях. Но в 2013 году член Совета безопасности России пригрозил США отменой поставок, если эти двигатели будут также использоваться для межконтинентальных ядерных ракет.
Впоследствии Конгресс США решил отказаться от импорта российской техники. Тем временем Украина надеется закрыть эту лакуну на рынке.
Реорганизация за десять лет
Но Моисеев подчеркивает, что есть и положительный аспект. «Самая большая польза успеха Space X может заключаться в том, что российское руководство отодвинет в сторону все обещания блестящего космического будущего, которые сейчас дает Роскосмос, и посвятит себя настоящим проблемам российской космонавтики».
Моисеев говорит, что необходимо расформировать Роскосмос и допустить частные компании к конкуренции. На космическую команду Маска работают около 8 тысяч человек. Во всех компаниях Роскосмоса задействовано порядка 250 тысяч. Неэффективность российской системы очевидна.
Кроме того, в российской космической промышленности нет новых технологий. Используется лишь модернизированная техника, разработанная 50 лет назад. Спад в технической компетенции даже ускорился, говорит Моисеев. Реорганизацию невозможно провести за один день, она потребует до десяти лет.
Неожиданное заявление
То, что международный рынок для России потерян, в Роскосмосе активно отрицают. Там надеются на состоятельных частных клиентов в качестве пассажиров для полетов к МКС. Планируется два из трех мест на корабле «Союз» отдавать космическим туристам: профессионалом должен быть только пилот. Но и в этом нет особой необходимости, говорят в Москве, поскольку российские системы ориентированы на полное автоматическое использование или управление из центра полетов.
Мечты о блестящем будущем российской космонавтики Рогозин не оставляет. За два года во главе Роскосмоса он поставил на ключевые места всех компаний «молодые и мотивированные» кадры. За счет этого удалось покончить с инновационным ступором.
Начались строительство новых ракет «Союз 5» и разработка тяжелых ракет. Мы подумываем о новой системе пилотируемых кораблей, которые смогут отправиться на орбитальную станцию, говорит Рогозин. При этом он напомнил о советском многоразовом космическом корабле «Буран», который никогда не летал с экипажем.
Неожиданным стало заявление Рогозина, что Россия хочет построить новую орбитальную станцию, которая придет на смену МКС. Россия как страна, которая всегда была лидером в создании орбитальных станций, должна немедленно начать эту работу, заявил Рогозин в мае.
Полет к Луне внезапно стал не таким важным. Вот как Рогозин прокомментировал планы США возобновить лунную программу в 2024 году: «Мы не должны дергаться так, как в свое время, к сожалению, реагировал Советский Союз на стратегическую оборонную инициативу США».
В 1980-ые годы тогдашний президент США Рональд Рейган распорядился создать космический защитный щит от межконтинентальных ракет. «Колоссальные деньги были брошены фактически на фантастическую идею, в итоге не реализованную», — отметил Рогозин. В СССР предпринимались попытки доработать системы таким образом, чтобы ракеты не могли запускаться.
«Мне кажется, нам нет смысла участвовать в лунной гонке», — говорит Рогозин. Однако причиной может быть и то, что Россия, по мнению экспертов, технически не в состоянии до 2030 года осуществить пилотируемые полеты к Луне.