Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Biznes Alert (Польша): движется ли флот Газпрома на помощь «Северному потоку — 2»?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Польше пристально следят за ситуацией вокруг «Северного потока — 2». Опасения автора вызывают два российских судна снабжения Газпром флота, используемые для морских работ, которые отправляются в Европу. Похоже, Газпром собирает дополнительные силы для строительства «Северного потока — 2».

Помощь Газпрома?

Два оффшорных судна снабжения, использующихся на морских проектах, движутся по Суэцкому каналу в направлении Европы. Это уникальные единицы флота, принадлежащие Газпрому. Их спустили на воду в 2019 и 2020 годах, и для одного из них это первый долгий рейс.

Суда «Иван Сидоренко» и «Остап Шеремета» «Газпром флота» вышли 15 мая 2020 года из двух дальневосточных портов: Владивостока и Находки. Сначала они взяли такой же курс, как трубоукладчик «Академик Черский», который покинул Находку в феврале. Оба судна добрались до Шри-Ланки и провели там три дня, пополняя запасы для дальнейшего путешествия.

В то же самое время в порту Коломбо находилась эскадра Черноморского флота, состоящая из фрегата «Адмирал Григорович» и спасательного буксира «Профессор Николай Муру». 20 мая их направили с неизвестной миссией в Индийский океан из сирийского порта Тартус (это логистическая база постоянного российского контингента военного флота, действующего в Средиземном море).

Далее все четыре судна выдвинулись в направлении Красного моря, чтобы пройти через Суэцкий канал и выйти в Средиземное море. В этом месте маршрут «Академика Черского» и двух судов снабжения расходится: первый по неизвестным причинам выбрал длинную трассу в обход Африки.

Куда они направляются?

Какова цель очередной вылазки с участием судов, входящих в состав флота Газпрома? Пункт назначения, как и «Академик Черский», они не указывают, а промежуточные порты, появляющиеся в Автоматической идентификационной системе, имеют мало общего с их реальным маршрутом.

Разгадать загадку, куда они движутся, помогает электронная торговая площадка Газпромбанка, на которой объявляются тендеры для связанных с концерном «Газпром» компаний. 18 мая там появился тендер на выбор поставщика 15 телевизоров для судна «Остап Шеремета». Заказ стоимостью более 385 тысяч рублей требуется доставить в Калининград. Также там было опубликовано объявление о тендере на закупку комплектующих к дыхательным аппаратам «Омега-С» для «Остапа Шереметы» и «Ивана Сидоренко» с поставкой в июле в Петербург.

Для чего нужны суда?

Оба судна предназначены для выполнения логистических задач. Их движение в Европу позволяет предположить, что Газпрому не удалось найти компанию, готовую предоставить ему суда, которые смогли бы, в частности, доставлять трубы для строительства газопровода «Северный поток — 2» находящимся сейчас в немецком порте Мукран «Академику Черскому» и трубоукладочной барже «Фортуна». В материале, посвященном техническим аспектам нового проекта американских санкций, я писал, что в нем не идет речь о мерах в отношении владельцев судов снабжения, однако сам риск их появления и то, что их могут ввести задним числом, вероятно, вызывает опасения у компаний, которые оказывают фрахтовые услуги.

В Балтийском море уже находится судно снабжения «Эрри» компании ФЕМКО, которое поставляло барже «Фортуна» трубы и другие грузы в российскую зону строительства в ходе укладки «Северного потока». Два дополнительных судна «Газпром флота», которые сейчас идут в Европу, по всей видимости, тоже займутся доставкой труб. Ранее их задействовали при выполнении задач на нефтяных и газовых месторождениях в районе Сахалина.

Учитывая скорость двух судов, а также их маршрут, можно предположить, что в Балтийском море они окажутся в первой половине июля. Следует подчеркнуть, что из-за ограничений, содержащихся в разрешении Датского энергетического агентства, в июле и августе в датской зоне проводить укладочные работы будет нельзя. Значит, у обоих судов будет достаточно времени на подготовку к строительству, которое, по всей видимости, возобновят в сентябре.

Если американские санкции к тому моменту вступят в силу, россияне смогут полагаться при завершении проекта только на собственные силы. При этом потенциал российских судов весьма невелик, а необходимым опытом они не обладают.