Республика Грузия готова снова запустить старый завод и начать производство старых российских штурмовиков Су-25, которые когда-то стали ответом Советского Союза американским самолетам А-10 Warthog.
Однако пока слишком рано задерживать дыхание в ожидании того, что поток новеньких Су-25 наводнит рынок военных самолетов. Эта крошечная восточноевропейская страна с населением в 3 миллиона 700 тысяч человек не может позволить себе даже купить несколько Су-25. Кроме того, на международном рынке вряд ли будет большой спрос на них.
«У нас сегодня есть абсолютно все ресурсы, технические, интеллектуальные и человеческие, чтобы самим, своими силами ремонтировать, восстанавливать Су-25, выпускать, производить новые и продавать», — заявил министр обороны Грузии Иракли Гарибашвили в начале июня. По словам Гарибашвили, несколько стран уже выразили заинтересованность в покупке этих самолетов.
Действительно, относительно простой дозвуковой Су-25 является популярным самолетом. Примерно 485 таких самолетов находятся на вооружении в армиях 24 стран, и они составляют 3% всех пилотируемых боевых самолетов в мире.
Благодаря своей толстой броне и длинному прямому крылу Су-25 является устойчивой и эффективной платформой для осуществления атак с малой высоты по сухопутным силам.
Однако этот самолет нельзя назвать очень современным. Первые Су-25 поступили на вооружение в Советскую армию в 1981 году, то есть спустя несколько лет после того, как первый авиаотряд аналогичных американских А-10 был передан на вооружение ВВС США.
В то время как американцы систематически совершенствовали А-10, оснащая их новой электроникой, защитными системами и управляемыми снарядами, большинство Су-25 до сих пор имеют старые системы управления огнем, слабые системы самозащиты и неуправляемые снаряды, с которыми они летали еще в 1980-х и 1990-х годах.
В советскую эпоху центром производства Су-25 было предприятие, которое сегодня называется Тбилисским авиационным заводом и которое находится в столице Грузии. Начиная с 1978 года это предприятие выпустило примерно 800 самолетов Су-25.
Но, когда в 1991 году Советский Союза распался, у Грузии остался завод, который она попросту не могла содержать. Россия построила новый завод для Су-25 в Сибири, чтобы выпускать модернизированные модели этих самолетов. На Украине тоже остался один завод, где производятся модернизированные модели Су-25.
Грузия пыталась каким-то образом использовать свой завод. Рабочие частично собрали несколько Су-25, чтобы увеличить парк своих военно-воздушных сил, состоящий в основном из советских Су-25. В 2001 году Грузия даже предложила России модернизировать около 300 российских Су-25 на своем заводе в Тбилиси.
Но в 2008 году между Россией и Грузией началась война за Южную Осетию. В первые часы войны около 10 грузинских Су-25 совершили несколько вылетов, после чего им пришлось фактически прятаться под натиском мощной российской авиации.
Между тем российские Су-25 атаковали грузинские войска, и, как бы иронично это ни было, они разбомбили тот самый тбилисский авиазавод, на котором они были собраны. Но российские Су-25 продемонстрировали свою уязвимость. Грузинским войскам противовоздушной обороны удалось сбить как минимум три российских самолета.
В информационном бюллетене австралийских ВВС было выдвинуто предположение, что приборы радиолокационного оповещения на борту российских Су-25 попросту не были настроены на частоты грузинских ракетных комплексов «земля-воздух», которые были выпущены еще в Советском Союзе. То есть, вероятно, пилоты Су-25 не получали данные о том, что к ним приближается ракета.
У российских Су-25 были и другие проблемы. «У них не было современных приспособлений для прицела, и они не были оснащены ракетами достаточно большой дальности, которые можно было бы запускать, не попадая при этом в зону действия вражеских ПВО, — говорилось в сообщении Центра развития ВВС Австралии. — У них также не было „умного‟ оружия и средств электронного противодействия».
Та война закончилась сокрушительным поражением Грузии. Россия получила контроль над Южной Осетией. После той войны грузинские власти провели реформу в армии, численность которой составляла 33 тысячи военнослужащих. В рамках потенциальной 9-миллиардной программы власти надеялись вложить средства в новые системы коммуникации, противотанковое оружие и системы противовоздушной обороны. Между тем военные самолеты занимали низкую строчку в списке приоритетов. Создание одного нового Су-25 может стоит более 10 миллионов долларов.
В 2010 году Грузия расформировала свои военно-воздушные силы — общественность была крайне недовольна этим решением. «Решение расформировать военно-воздушные силы Грузии беспокоит многих», — написала аналитик Кэтрин Хилкерт (Katherine Hilkert) из Центра зарубежных военных исследований ВС США в Канзасе.
Грузия восстановила свои военно-воздушные силы в 2016 году. С тех пор прошло четыре года, но их арсенал остается весьма скромным. Сейчас на вооружении ВВС Грузии находятся 58 летательных аппаратов, большинство из которых — это старые советские вертолеты. Кроме того, у них есть 10 Су-25. Трудно представить себе, что Грузии могут понадобиться или что Грузия может позволить себе выпуск новых Су-25.
Конечно, Тбилисский авиационный завод может помочь в обслуживании и ремонте самолетов и вертолетов ВВС Грузии. «В собственности Грузии имеется множество летательных аппаратов, самолетов, вертолетов, которым необходим ремонт, и осуществить это возможно при помощи существующих заводов», — сказал Гарибашвили.
Однако не стоит ждать, что грузинские Су-25 внезапно станут популярным товаром на внутреннем или экспортном рынке. В настоящее время сотни старых Су-25 стоят в ангарах, бункерах и на заводах. И лишь немногие предприятия способны их модернизировать.
Вполне возможно, грузинские Су-25 никому не нужны. Даже самим грузинам.