Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Forbes (США): существует российская версия «убийцы танков» А-10 — и теперь одна маленькая страна хочет наладить выпуск этих самолетов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Грузии заговорили о возобновлении производства Су-25. Однако, по мнению автора, вряд ли этот проект удастся реализовать. Кроме того, не стоит ждать, что штурмовики грузинской сборки внезапно станут популярным товаром на внутреннем или экспортном рынке.

Республика Грузия готова снова запустить старый завод и начать производство старых российских штурмовиков Су-25, которые когда-то стали ответом Советского Союза американским самолетам А-10 Warthog.

Однако пока слишком рано задерживать дыхание в ожидании того, что поток новеньких Су-25 наводнит рынок военных самолетов. Эта крошечная восточноевропейская страна с населением в 3 миллиона 700 тысяч человек не может позволить себе даже купить несколько Су-25. Кроме того, на международном рынке вряд ли будет большой спрос на них.

«У нас сегодня есть абсолютно все ресурсы, технические, интеллектуальные и человеческие, чтобы самим, своими силами ремонтировать, восстанавливать Су-25, выпускать, производить новые и продавать», — заявил министр обороны Грузии Иракли Гарибашвили в начале июня. По словам Гарибашвили, несколько стран уже выразили заинтересованность в покупке этих самолетов.

Действительно, относительно простой дозвуковой Су-25 является популярным самолетом. Примерно 485 таких самолетов находятся на вооружении в армиях 24 стран, и они составляют 3% всех пилотируемых боевых самолетов в мире.

Благодаря своей толстой броне и длинному прямому крылу Су-25 является устойчивой и эффективной платформой для осуществления атак с малой высоты по сухопутным силам.

Однако этот самолет нельзя назвать очень современным. Первые Су-25 поступили на вооружение в Советскую армию в 1981 году, то есть спустя несколько лет после того, как первый авиаотряд аналогичных американских А-10 был передан на вооружение ВВС США.

В то время как американцы систематически совершенствовали А-10, оснащая их новой электроникой, защитными системами и управляемыми снарядами, большинство Су-25 до сих пор имеют старые системы управления огнем, слабые системы самозащиты и неуправляемые снаряды, с которыми они летали еще в 1980-х и 1990-х годах.

В советскую эпоху центром производства Су-25 было предприятие, которое сегодня называется Тбилисским авиационным заводом и которое находится в столице Грузии. Начиная с 1978 года это предприятие выпустило примерно 800 самолетов Су-25.

Но, когда в 1991 году Советский Союза распался, у Грузии остался завод, который она попросту не могла содержать. Россия построила новый завод для Су-25 в Сибири, чтобы выпускать модернизированные модели этих самолетов. На Украине тоже остался один завод, где производятся модернизированные модели Су-25.

Грузия пыталась каким-то образом использовать свой завод. Рабочие частично собрали несколько Су-25, чтобы увеличить парк своих военно-воздушных сил, состоящий в основном из советских Су-25. В 2001 году Грузия даже предложила России модернизировать около 300 российских Су-25 на своем заводе в Тбилиси.

Но в 2008 году между Россией и Грузией началась война за Южную Осетию. В первые часы войны около 10 грузинских Су-25 совершили несколько вылетов, после чего им пришлось фактически прятаться под натиском мощной российской авиации.

Между тем российские Су-25 атаковали грузинские войска, и, как бы иронично это ни было, они разбомбили тот самый тбилисский авиазавод, на котором они были собраны. Но российские Су-25 продемонстрировали свою уязвимость. Грузинским войскам противовоздушной обороны удалось сбить как минимум три российских самолета.

В информационном бюллетене австралийских ВВС было выдвинуто предположение, что приборы радиолокационного оповещения на борту российских Су-25 попросту не были настроены на частоты грузинских ракетных комплексов «земля-воздух», которые были выпущены еще в Советском Союзе. То есть, вероятно, пилоты Су-25 не получали данные о том, что к ним приближается ракета.

У российских Су-25 были и другие проблемы. «У них не было современных приспособлений для прицела, и они не были оснащены ракетами достаточно большой дальности, которые можно было бы запускать, не попадая при этом в зону действия вражеских ПВО, — говорилось в сообщении Центра развития ВВС Австралии. — У них также не было „умного‟ оружия и средств электронного противодействия».

Та война закончилась сокрушительным поражением Грузии. Россия получила контроль над Южной Осетией. После той войны грузинские власти провели реформу в армии, численность которой составляла 33 тысячи военнослужащих. В рамках потенциальной 9-миллиардной программы власти надеялись вложить средства в новые системы коммуникации, противотанковое оружие и системы противовоздушной обороны. Между тем военные самолеты занимали низкую строчку в списке приоритетов. Создание одного нового Су-25 может стоит более 10 миллионов долларов.

В 2010 году Грузия расформировала свои военно-воздушные силы — общественность была крайне недовольна этим решением. «Решение расформировать военно-воздушные силы Грузии беспокоит многих», — написала аналитик Кэтрин Хилкерт (Katherine Hilkert) из Центра зарубежных военных исследований ВС США в Канзасе.

Грузия восстановила свои военно-воздушные силы в 2016 году. С тех пор прошло четыре года, но их арсенал остается весьма скромным. Сейчас на вооружении ВВС Грузии находятся 58 летательных аппаратов, большинство из которых — это старые советские вертолеты. Кроме того, у них есть 10 Су-25. Трудно представить себе, что Грузии могут понадобиться или что Грузия может позволить себе выпуск новых Су-25.

Конечно, Тбилисский авиационный завод может помочь в обслуживании и ремонте самолетов и вертолетов ВВС Грузии. «В собственности Грузии имеется множество летательных аппаратов, самолетов, вертолетов, которым необходим ремонт, и осуществить это возможно при помощи существующих заводов», — сказал Гарибашвили.

Однако не стоит ждать, что грузинские Су-25 внезапно станут популярным товаром на внутреннем или экспортном рынке. В настоящее время сотни старых Су-25 стоят в ангарах, бункерах и на заводах. И лишь немногие предприятия способны их модернизировать.

Вполне возможно, грузинские Су-25 никому не нужны. Даже самим грузинам.

 

Популярные комментарии
o
ovs13ripe
12
koral, "Товарищи грузины, учитесь военному делу настоящим образом!!! Приедем - проверим!!! 71 Гв. МСП"
ЛеонID
19
koral, а зачем США и НАТО брать на себя еще какие-то обязательства, если Грузия и Украина и так дали США все что им было нужно? Задайте себе этот вопрос! Что еще Грузия и Украина могут предложить США? Ответ очевиден) Солдаты НАТО и так спокойно заезжают на эти территории. Корабли НАТО спокойно заходят в порты Грузии и Украины. Самолеты НАТО свободно летают в небе Грузии и Украины. В случае чего люлей от России получит Грузия (как в 2008) и Украина а НАТО будет не при делах. И США это полностью устраивает!
Обсуждение
Комментариев: 49
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
o
ovs13ripe
17 июня 2020, 11:34
Че то сегодня эта пиндосовская школота разбушевалась. Мы знаем, что Джорджия, как пиндосовский штат, должна производить великого убийцу танков - А-10. Пиндосовская школота негодуэ.
k
koral
17 июня 2020, 11:37
На сегодняшний день, вполне достаточно новейшего ПВО, которое уже закуплено и стоит на вооружении. А после вступления в НАТО, советский хлам Су-25 вообще не будет нужен. Кстати, Тбилисский авиационный завод уже давно переключился на создание беспилотников и боевых машин, которые поставляются как на вооружение грузинской армии, так и с успехом идут на экспорт.
o
ovs13ripe
17 июня 2020, 11:45
koral, "Товарищи грузины, учитесь военному делу настоящим образом!!! Приедем - проверим!!! 71 Гв. МСП"
k
koral
17 июня 2020, 11:46
ovs13ripe, Вступим в НАТО, приезжайте;)
o
ovs13ripe
17 июня 2020, 11:48
ovs13ripe, НАТО нам похрену. Правильно ли я понимаю, что Вы уже покинули "землю предков" и бесстрашно бросаете вызов из уютненького?
Александр Рыбакин
17 июня 2020, 11:48
Клювоносая бози, ты реально необучаемая что-ли? 2008 года не хватило чтобы понять, что за вас, клювастых проституток, никто из ваших паханов воевать не собирается? ;)
B
BublikBublikov111
17 июня 2020, 12:00
ovs13ripe, бахвальство тут неуместно, потери с российской стороны были неоправданно велики: ~70 человек погибшими, ~170 — ранеными. Потеряли ТУ-22М3 и 3хСУ-25.
mellon37
17 июня 2020, 22:20
ovs13ripe, совместно с осетинским ополчением? где ты такие цифры наковырял, там половина миротворцев, без техники. Которых вы просто расстреливали, уроды. А вошли первые 800 человек, вы побежали как шакалы ))
Александр Рыбакин
17 июня 2020, 11:49
Переключились с САМОЛЕТОВ на модельки? Ну достижение, что, клювастая бози ;)
К
Кварк
17 июня 2020, 12:01
Рыбакин, Людвиг Аристархович, а Джугашвилю ты тоже так называешь?
Александр Рыбакин
17 июня 2020, 12:05
Квазлина, ты что это кинулась на помощь твоей клювоносой собратке по петушиному углу? Или это одна из ТВОИХ личин? Палишься ;)
К
Кварк
17 июня 2020, 13:21
Людвиг Аристархович, просто интересно, Иосифа Полпотовича тоже так называешь?
Александр Рыбакин
17 июня 2020, 13:32
Ну ты еще раз повтори одно и то же, квазлина. А еще лучше ответь с какого тебя так бомбануло за твою клювоносую сокорытницу? Или это таки еще одна твоя личина?
К
Кварк
17 июня 2020, 15:56
Людвиг Аристархович, не юли.
Александр Рыбакин
17 июня 2020, 15:59
Юлишь, квазлина, тут только ты. Это же ты не в состоянии ответить на простейший вопрос с какого рожна у тебя бомбануло когда натянули твою клювоносую сокорытницу по петушиному углу.
o
ovs13ripe
17 июня 2020, 11:58
koral, да, и не забудьте, что теперь Вам придется отдаться товарищу по НАТО - Турции. Она уже занялась в Батуми и Поти тем, что недоделала в 16-17 веке. Так что, скоро вместо Джорджии на наших границах будет Турция.
ЛеонID
17 июня 2020, 12:06
koral, а зачем США и НАТО брать на себя еще какие-то обязательства, если Грузия и Украина и так дали США все что им было нужно? Задайте себе этот вопрос! Что еще Грузия и Украина могут предложить США? Ответ очевиден) Солдаты НАТО и так спокойно заезжают на эти территории. Корабли НАТО спокойно заходят в порты Грузии и Украины. Самолеты НАТО свободно летают в небе Грузии и Украины. В случае чего люлей от России получит Грузия (как в 2008) и Украина а НАТО будет не при делах. И США это полностью устраивает!
Skytten
17 июня 2020, 13:51
koral, Да не смеши поиск гугла нашел только, 7 сент. 2019 г. - Сотрудники Тбилисского авиационного завода Тбилавиамшени второй день проводят забастовку, требуя выдачи задолженности по зарплате. Фантазер куев.
m
mouisrefua99
17 июня 2020, 15:05
koral, Быстрее у евнуха член вырастет, чем вы в нату вступите... ДБ..
dmda1999
17 июня 2020, 18:06
koral, а такая раскраска грызунских самолётов что поибавляет? Грузоподъёмность, скороподъемность или живучесть?
ger.neufeld
17 июня 2020, 20:53
dmda1999, храбрости летчику. "Недолго продолжался бой. Бежали робкие ..."
2m
18 июня 2020, 09:37
dmda1999, на фото к статье перуанские самолёты.
diolymmyloid
18 июня 2020, 19:04
koral, чёт сегодня над тобой особенно похохатывают. Уж не из-за словосочетания ли "грузинская армия"?
K
KalikP
17 июня 2020, 11:56
Если в советское время у тбилисских авиастроителей были большие проблемы с качеством продукции, то что говорить про сейчас...
S
Suxar
17 июня 2020, 13:25
KalikP, в советское время им запчасти со всего СССР везли. Завод по сути просто сборочным конвейером был.
g
gros.sergey65
17 июня 2020, 15:53
KalikP, "...большие проблемы с качеством продукции, то что говорить про сейчас..." В своё (достаточно далёкое) время, перед армией, работал шофёром автомобиле колхида-самосвал. Всё ЗИЛ-овское, только дизайн и сборка грузинские, а машина говно.
O
Orange
17 июня 2020, 20:18
KalikP, многие из Су-25, выпускаемые на ТАЗ-е, были с индивидуальными особенностями пилотирования, что недопустимо в строевых летных частях. Причиной этих проблем было некачественное изготовление триммеров для элеронов и рулей направления. И побороть этот недостаток на заводе удалось только где-то к середине серии.
Red Wolf
17 июня 2020, 12:01
Прям все ресурсы у них есть, чтобы производить. У кого так грандиозноврать научились?
Забаненный
17 июня 2020, 12:04
У грызунов есть авиация? Зачем она этим папуасам?
По жизни в бане
17 июня 2020, 12:06
Из кизяка лепить будут или старые с переделанными доками за новые выдадут?
S
SergejEvgM
17 июня 2020, 12:09
Создание одного нового Су-25 может стоит более 10 миллионов долларов. Автор, ты спятил чтоле? Может, у полосатых штурмовик и стоит червонец, а у нас 2-5 в зависимости от фарша
ger.neufeld
17 июня 2020, 20:56
SergejEvgM, Вы ничего не понимаете! Он и у них будет стоить 2-5. Остальное освоят.
Забаненный
17 июня 2020, 12:21
Хотя зря оскорбил папуасов, ведь даже у них своя авиация есть.
Villy_Churak
17 июня 2020, 13:34
чЁ хотел сказать тО..?
kvg241268
17 июня 2020, 13:37
У них есть вся цепочка комплектующих, и разговор про отверочную сборку?
V
VoltPavel
17 июня 2020, 14:19
Пусть Грузия лучше Windows экспортирует - прав на ее выпуск у них столько же, как на Су-25. А вообще интересно наблюдать, как США поддерживают желания стран нарушать авторские права
Ольхон
17 июня 2020, 14:39
Грузинский СУ-25 будет с длинным носом,в радужных цветах и танцевать лезгинку!
armterr
17 июня 2020, 15:08
Габунилёт
M
Mikkk
17 июня 2020, 15:47
Помним, помним Колхиды. При характерном для грузин качестве изготовления они даже не взлетят.
jadefalcon
17 июня 2020, 17:59
Выдыхаем, Дэвид Экс раньше писал для The National Interest.
v
voldemaringus
17 июня 2020, 18:46
Грузинские самолёты-невидимки? Никто и никогда их не увидит.
heartofshtill
17 июня 2020, 23:14
А ничего что у еврогрузин нет своего двигателя для авиации? Где покупать будут?
2m
19 июня 2020, 18:24
heartofshtill, заграница им поможет.
M
Mich2
18 июня 2020, 02:03
Они бы еще Колхиды затеяли заново выпускать.:)
б
булхарин
18 июня 2020, 04:56
Если в них на заводе плюют, как в еду для русских туристов, то никому их и не надо, загаженные каркасы...
Пс
Пришедший с востока
18 июня 2020, 06:45
Проблема малых народов, отвалившихся от империи, заключается в том, что ресурсов империи у них больше нет, а гонор имперский остаётся.
s
scorpio111155
18 июня 2020, 07:36
Грузины и техника это, как говорили в бывшей Одессе, две большие разницы. Вспоминается шедевр грузинского автопрома, "легендарная" Колхида. При всех прочих качествах советского автопрома, это был особый образец, собственно говоря, это было не производство, а обыкновенная отверточная сборка. Культура сборки этого чудовища (грузины сборщики автомобилей!!!!???) была такой, что водители шарахались от от него как от чумы. Водители шутили говоря об этой машине: Зверя нет страшнее рыси и машин из Кутаиси, и найти желающих для поездки в Кутаиси за новой машиной по разнарядке было не просто. Так, что Сухой 25 им как раз по плечу, главное, что бы не пытались летать, а так пусть выпускают.
Зс
Забойщик с полундры
18 июня 2020, 10:20
" существует российская версия «убийцы танков» А-10" __________ Су-25 советская версия советского "летающего танка" (он же, по выражению гитлеровцев, "бетонный самолёт") Ил-2. Концепция бронированного штурмовика принадлежит КБ Ильюшина, а американцы с ней рядом не стояли.
внимательный
19 июня 2020, 15:24
Уровень осведомленности автора статьи о материале - "чётослышал".
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем