На днях турецкий фрегат, направлявшийся в Ливию с неизвестным на борту грузом, был остановлен французским фрегатом, выполнявшим задание в рамках миссии НАТО Sea Guardian по обеспечению оружейного эмбарго против Ливии, введенного Совбезом ООН.
Турки не только отказались пускать французов на досмотр грузов, но и демонстративно прошли мимо них, взяв их фрегат на прицел с помощью систем ракетного наведения. Французы провоцировать не хотели, и вынуждены были пропустить турок, наблюдая за тем, как они продолжают движение в сторону Триполи.
Данный инцидент очень серьезный. Он ставит под сомнение сразу несколько процессов:
1. Способность НАТО выполнять свои обязательства, даже если это касается другого члена НАТО.
2. Способность Франции выполнять свои обязательства, особенно в свете их амбиций быть руководящей силой Европы и альянса в противовес США и Британии.
3. Способность международного сообщества и НАТО, в частности, в принципе заставить стороны соблюдать международное эмбарго, нарушение которого является нарушением международного права.
4. Способность НАТО помогать в разрешении каких-либо конфликтов, которые угрожают региональной стабильности и безопасности.
Неудивительно, что Макрон набросился на Турцию с критическими комментариями, заявив, что их действия «не совместимы со статусом страны-члены НАТО».
Тезис о «смерти мозга» НАТО в принципе подтверждается как раз такими случаями. Единства в альянсе становится все меньше. И хотя о его распаде или выходе его членов речь не идет, но координация и сотрудничество в рамках НАТО все больше страдает от внутриполитических и меж-идеологических противоречий, а также от роста эгоцентризма, национализма и популизма в отдельных странах-членах НАТО, которые противоречат духу многосторонней дипломатии и ценностям, заложенным в альянс после Второй мировой.
Кстати, вокруг Ливии складывается довольно интересный пасьянс, который также показывает, что международная политика или конфликты — это не про черно-белый мир, где есть «хорошие» и «плохие», как у нас привыкли обо всем говорить.
Франция поддержала заявления Египта о вероятности военного вмешательства в конфликт в Ливии на стороне Халифы Хафтара, если Турция пойдет на штурм города Сирт и восточной части страны.
Италия заключила союз с Турцией по Ливии, и будет выступать на стороне Правительства национального согласия в Триполи. С ними также Катар и вроде бы Тунис, а также часть американской военной бюрократии в Пентагоне, которая старается держать Белый Дом и лично Трампа подальше от решений по Ливии, поскольку он лично симпатизирует Халифе Хафтару.
На стороне Египта выступают Эмираты, Саудовская Аравия, Алжир, Иордания, Греция и Франция. Свою поддержку высказал недавно даже Иран в обмен на некие договоренности по Сирии, о которых я пока сказать что-то определённое не могу.
Появились даже слухи, что ОАЭ готовы профинансировать вторжение египтян в Восточную Ливию и даже накинуть им сверху пару-тройку миллиардов долларов, что повышает риск турецко-египетского столкновения в Ливии.
Россия и Китай пока раскладывают яйца в разные корзины, хотя в последнее время Москва все больше склоняется к договорняку с Турцией.
Илия Куса, эксперт Украинского института будущего