Несколько дней назад пролистывая ленту инстаграма, я наткнулась на фотографию книги под названием «Как сделать всех счастливыми. Практическое руководство». Из любопытства я принялась листать фотографии в карусели, надеясь найти там рецепт того самого счастья, но, к моему удивлению, на них было написано лишь «Никак» и «Живите своей жизнью».
Такого же мнения придерживается и Рафаэль Пардо (Rafael Pardo), автор книги «Токсичное счастье. Темная сторона позитивного мышления». Обладатель докторских степеней по теологии и психологии, в своей книге он приводит достаточно аргументов в пользу отказа от постоянного поиска счастья других и своего собственного. «Нет никакой объективной причины быть счастливым всегда и любой ценой, ведь все наши неудачи, печали и превратности жизни не обязывают нас обращаться за помощью психолога», — говорит эксперт.
Вот уже несколько лет многие психологи предупреждают об опасностях позитивного мышления, идеология которого пестрит милыми фразами на чашках кофе, приложениями, которые измеряют уровень счастья с помощью мобильного телефона, книгами, которые обещают достичь эмоциональное благополучие, вездесущими смайликами, изобилием тренеров и т.д. Разве мы не имеем права жаловаться? Рафаэль Пардо объясняет, что принуждение к позитивному мышлению «делает нас несчастными, так как некоторые люди чувствуют себя виноватыми или ущербными, когда им не удается чувствовать себя хорошо». «Основная идея книг, которые обещают читателям стать счастливыми, заключается в том, что мы несчастны, потому что мы этого не хотим», — говорит Рафаэль Пардо.
В своей книге «Токсичное счастье. Темная сторона позитивного мышления» он размышляет о том, что такое счастье и как его понимают разные культуры.
У счастья существует ровно столько определений, сколько существует культур, в чем и заключается проблема. Например, в понимании восточных культур счастье основывается на исполнении ожиданий всего общества; в Америке же счастье связывают с личным успехом и функциональностью. Именно поэтому будет заблуждением принимать счастье как нечто общее для всех народов, потому как на самом деле оно для всех разное и измерить его в каких-то единицах невозможно.
Сведение поиска жизненного счастья к позитивным лозунгам и советам, как чувствовать себя лучше, вызывает у нормального человека повышенное беспокойство. Особенно раздражает то, что нас уверяют в том, что для счастья необходимо быть самим собой. И при этом нам навязывают разные формулы, какими именно мы должны быть, чтобы стать счастливыми.
Мелисса Гонсалес: Так что же вы называете темной стороной позитивного мышления?
Рафаэль Пардо: Иногда психологическая помощь основывается на незамысловатых слоганах: «ты больше, чем ты думаешь». Темная сторона такого мышлению заключается в том, что такие слоганы не подразумевают переживания «плохих» чувств, как, например, печаль. Общество склоняет человека чувствовать себя счастливым, даже если он себя таковым не чувствует. Мне вспоминается случай, когда один американский биолог плохо чувствовала себя из-за болезни (у нее был обнаружен рак), врачи и общество не позволяли ей признавать, что она чествует себя плохо. Они говорили: «Ты еще будешь красивая», «Ты выберешься из этого»… Так они внушают пациенту не ощущать чувство вины и грусть, хотя в определённые моменты испытывать такие чувства вполне логично и нормально.
Гнев сегодня люди выплескивают на митингах, и происходит это потому, что все говорят о счастье как о «системе», а его нет. Скажите умершему от рук американской полиции афроамериканцу Джорджу Флойду, что социальные условия не важны. А надо, мол, чувствовать себя счастливым. Он с вами бы не согласился: если бы не расизм и ксенофобия, он бы не погиб. Когда счастье становится общественной диктатурой, запрещающей нам испытывать другие эмоции, многим оно начинает видеться извращенным.
— В своей книге вы говорите о токсичности. Считаете ли вы токсичной идею о том, что люди несчастны, потому что они не хотят быть счастливыми?
— Да, потому как многие пособия о том, как стать счастливым, упускают из виду важные факторы. К примеру, позитивная психология никогда не говорит о таком важном факторе, как социально-экономические условия. Несмотря на весь позитивный подход, нельзя сказать человеку с нестабильной занятостью, что он просто не хочет быть счастливым. Тут дело не в его восприятии жизни, а в объективных жизненных условиях. Проблема заключается в том, что вы не можете побороть стресс, потому что у стресса есть основания.
— Поэтому вы считаете, что, избавляясь от грусти, можно избавиться и от остальных чувств, являющихся частью нашей жизни.
— Все эти пособия подразделяют эмоции на позитивные и негативные. У всех эмоций есть функция, и для этих людей позитивные эмоции указывают на то, что все с вами хорошо, а негативные — на то, что вы не умеете жить. Хотя негативные эмоции являются частью нашей жизни, многие считают, что испытывать такие эмоции — это неправильно. А ведь без них невозможны другие эмоции.
— Целый раздел вашей книги посвящен двум типам счастья: внешнему и внутреннему. Считаете ли вы более важным внутреннее счастье?
— Оно гораздо важнее. Ребенок, который играет на флейте только потому, что его заставляют, в какой-то момент забросит эти занятия, потому что ему может это не нравиться. С другой стороны, если инструмент ему нравится, и занимается он с удовольствием, он продолжит играть на нем даже будучи взрослым. Наши собственные желания наделяют нас огромной энергией и желанием идти вперед. Многие считают необходимым делать вещи, которые способствуют внешнему счастью: преодолевать стресс, добиваться успеха, заводить друзей, найти хорошую работу… Существует даже приложение, которым пользуются четыре миллиона пользователей, которое обещает сделать вас счастливым за 8 недель. В нем вам дадут советы, с помощью которых вы станете счастливым через определенный промежуток времени. Только подумайте о всех этих людях, которые загружают свои данные в приложение, чтобы психолог сказал им, счастливы они или нет.