Журналист Иван Сафронов, которого сегодня задержала российская ФСБ по подозрению в госизмене, по данным следствия, передавал Чешской Республике секретную информацию о продажах российского оружия. Московский суд отправил Сафронова, который является советником главы агентства «Роскосмос», под арест до шестого сентября. На митинг против его задержания пришли даже те журналисты, кто вообще лоялен к Кремлю.
Адвокат Иван Павлов заявил российским СМИ, что ФСБ подозревает его клиента в передаче информации чешским спецслужбам. Они якобы завербовали Сафронова в 2012 году. Преступление же он якобы совершил в 2017 году, когда работал в газете «Коммерсант». Тогда, по мнению следователей, он отправил по интернету секретную информацию чешской разведке.
По словам адвоката, следствие утверждает, что эту задачу перед ним поставил неназванный представитель чешской спецслужбы, которому Сафронов впоследствии передал данные о военном сотрудничестве между Россией и странами Ближнего Востока. Однако, как считают в ФСБ, конечным адресатом информации были американские спецслужбы. Также Павлов сказал, что в деле не фигурируют никакие документы, которые подтверждали бы, что Сафронов передавал какую-то информацию иностранным гражданам.
Чешские власти пока не ответили на обвинения. «У меня нет на этот счет никакой информации, которой я мог бы поделиться со СМИ. Поэтому без комментариев», — ответил «ДеникуН» министр внутренних дел Ян Гамачек.
Сафронов — известный журналист, соавтор статей о давлении Кремля на главу верхней палаты российского парламента Валентину Матвиенко. Ее планировали заменить на втором по важности в стране посту близким соратником Путина главой Службы внешней разведки Сергеем Нарышкиным, как написал Сафронов со ссылкой на собственные источники.
После публикации статьи в «Коммерсанте», лояльном Кремлю издании, несколько журналистов уволили, и в их числе был Сафронов. Однако, полгода назад, как сообщил Роскосмос, в процессе принятия на работу в качестве советника генерального директора агентства Дмитрия Рогозина Сафронов прошел проверку спецслужб.
Однако, скорее всего, официальной причиной его ареста станет другая статья — о поставках российских истребителей Су-35 в Египет. Эта информация, которая должна была остаться в тайне, очень обеспокоила США. Сафронов был одним из авторов статьи «Су-35 укрепят египетскую силу», которая вышла в «Коммерсанте» в марте 2019 года. Ее убрали из доступа, и найти ее невозможно даже в архиве газеты.
Теперь за госизмену Сафронову грозит до 20 лет лишения свободы. Во время обыска у него дома изъяли всю технику и SIM-карту. По имеющимся данным, спецслужбы обвиняют его в том, что он собирал и передавал одной из стран НАТО важную информацию об обороноспособности России.
«Дело было возбуждено 6 июля, в нем уже семь томов, прошитых и пронумерованных, с корками», — сказал адвокат Павлов, отметив, что такое редко бывает даже после нескольких лет расследования. «За вашим коллегой долго следили», — добавил адвокат. Сам Сафронов, по его словам, считает, что арест связан с его журналистской деятельностью.
О деле известного журналиста высказался и представитель Кремля Дмитрий Песков. По его словам, статьи Сафронова всегда отличались «глубокой экспертизой». Однако, по его информации, задержание не связано с профессиональной деятельностью Сафронова, и журналист сможет защищать себя, как и любой другой гражданин. «Контрразведчики выполняют свою работу хорошо», — отметил Песков.
Вскоре после ареста Сафронова обыск провели и дома у Таисии Бекбулатовой, шеф-редактора медиа-проекта «Холод», которая хорошо знала Сафронова.
Кампания против журналистов
В последние месяцы журналисты все чаще вступают в конфронтацию с государством. В понедельник, например, к большому штрафу приговорили Светлану Прокопьеву за статью, которую специалисты квалифицировали как «оправдание и пропаганда терроризма». Ее тоже поддержали коллеги, которые вышли на улицы российских городов и выразили свое несогласие с обвинениями, за которые ей грозило шесть лет лишения свободы. Возможно, в том числе благодаря давлению общественности, Прокопьева в итоге не отправится в колонию, но вину с нее так и не сняли.
На этой неделе уже два обыска провели и дома у издателя «Медиазоны» Петра Верзилова, члена группы Pussy Riot и основателя известной арт-группы «Война». Наконец, его обвинили в том, что он не заявил о двойном гражданстве. У Верзилова, помимо российского, есть еще и канадский паспорт.
Сегодня на одиночных протестах, которые разрешены законом, и тем не менее полиция пресекает их и, как правило, задерживает протестующих на несколько часов, появились лозунги, отражающие систематическую кампанию служб безопасности против журналистов. Так, у некоторых на транспарантах было написано: «Дело журналистов! Кто следующий?»
Некоторым задержанным предъявили обвинение в нарушении закона о митингах, за что им грозит штраф в размере 20 тысяч рублей.
После допроса Сафронов предстал перед судом, который отправил его под арест до шестого сентября. По ходатайству следствия судебное заседание прошло в закрытом режиме, и всех журналистов вывели на улицу.
Смерть отца — он слишком много знал?
Некоторые журналисты связывают дело Сафронова с судьбой его отца, бывшего военного, который позднее тоже занялся журналистикой. Он тоже работал в «Коммерсанте» и специализировался на армии и спецслужбах. В 2007 году он погиб при до сих пор не выясненных обстоятельствах. Незадолго до смерти он сказал коллегам, что у него есть доказательства секретных российских поставок оружия в некоторые страны Ближнего Востока.
Речь шла о продаже самолетов Сирии и ракетных комплексов Ирану. В обоих случаях поставки должны были реализоваться через Белоруссию, чтобы Запад не смог обвинить Москву в нарушении международных соглашений. Сафронов старший сообщил эту информацию коллегам 24 февраля 2007 года.
27 февраля он сообщил руководству редакции, что располагает неопровержимыми доказательствами контракта, подписанного между Москвой и Дамаском, о поставках российских ракетных комплексов «Панцирь», истребителей МиГ-29 и тактических ракетных комплексов «Искандер-Э». Эта информация, несомненно, спровоцировала бы международный скандал, поскольку, например, искандеры, размещенные в Сирии, могли бы угрожать всей территории Израиля.
Вскоре Сафронов старший сообщил в редакцию, что не будет писать статью, так как ФСБ предупредила его, что в случае публикации он нарушит закон и может подвергнуться преследованию.
Больше он не написал уже ни одной статьи. Второго марта 2007 года он выпал из окна на лестничной клетке дома, где проживал. Следствие не нашло ничего подозрительного в его смерти и исключило чье-либо вмешательство.