Каждый год тысячи паломников (православные верующие, монархисты, патриоты более или менее радикальных взглядов…) собираются на месте цареубийства и мечтают о возвращении величия павшей империи.
Десятки тысяч из них каждый год собираются в Екатеринбурге 17 июля. Во имя царя. Их царя — Николая II. В память о роковом дне (4 июля 1918 года по старому юлианскому календарю), когда российский император и его семья были убиты в этом уральском городе по приказу появившихся после Октябрьской революции новых большевистских властей. Эти люди собираются здесь со всей России, чтобы почтить мученичество последнего царя династии Романовых (1613-1917) и попросить прощения за кровавую расправу над ним самим, его семьей и его империей, которая протиралась от Польши до Владивостока, от Финляндии до Баку и Ташкента.
В их рядах находятся самые разные люди: прихожане и священники, члены монархических и патриотических ассоциаций, активисты более или менее экстремистской направленности, те, кто мечтают о режиме, который бы вернул величие русской нации…
Размышления и рвение
В этом году имперская ностальгия вновь привлечет толпы к месту, где некогда стоял дом Ипатьева. Именно там, в «доме особого назначения», как его окрестили красные революционеры, сидела в заключении, а затем была убита царская семья: император, его супруга Александра Федоровна, великие княгини Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, страдавший от гемофилии 13-летний царевич Алексей.
Молитвы, службы и марши покаяния становятся неотъемлемой частью этих мероприятий, которые широко транслируются православными телеканалами. День и ночь размышлений и религиозного рвения под песнопения и при свечах. К настоящему времени от дома Ипатьева остались только фотографии. Здание было снесено в 1977 году по распоряжению Политбюро под надзором первого секретаря компартии в Свердловске (такое название носил Екатеринбург с 1924 по 1991 год), небезызвестного Бориса Ельцина… Хотя советская власть признала здание частью национального наследия в 1974 году, она была обеспокоена его притягательной силой, в частности среди туристов, которые приезжали сфотографироваться на его фоне.
Незадолго до распада СССР участок передали Православной церкви, которая возвела там Храм на Крови. Здание было освящено в 2003 году, через 85 лет после смерти царя. Тремя годами ранее, 20 августа 2000 года. РПЦ причислила Николая II и его семью к числу святых мучеников в связи с перенесенными ими страданиями и их почитанием. Позолоченные купола Храма на Крови стали местом сбора всех, кто почитают «святого царя». Другие паломники собираются в Алапаевске (150 км от Екатеринбурга), где были убиты другие члены царской семьи, в том числе сестра императрицы Елизавета Федоровна.
Город-мученик
Первое шествие протяженностью в 10 км идет от городского вокзала к Храму на Крови. Процессия, которую ведут за собой бодрым шагом местные священники, символизирует путь Николая II в апреле 1918 года от поезда (из Тобольска в Западной Сибири, где его держали ранее) до дома Ипатьева. В рамках этого июльского собрания проводятся две большие службы: внутри и снаружи храма. Не менее 7 тысяч человек приходят на этот молебен, который начинается в 22:30 и завершается в 2:30 ночи, когда погибли последние из Романовых.
Тогда начинается еще одна процессия, которой предстоит проделать путь в 21 км до Ганиной Ямы. Там, посреди березовой рощи, начальник убийц Яков Юровский избавился от тел, чтобы они не достались наступавшей в тот момент на город Белой армии. В эту ночь паломники несут во главе шествия имперские флаги (двуглавый орел на желтом фоне) и неустанно поют гимн «Боже, Царя храни!»
Члены монархической организации «Двуглавый орел» тоже принимают участие в шествии. Их лидер Константин Малофеев — приближенный к православной церкви олигарх. За последние годы он оказался замешан в нескольких финансовых скандалах, а также проявил себя в Донбассе и Крыму. Известен он и тесными связями с европейскими ультраправыми, в частности с французским Национальным объединением. «Мы — монархисты, потому что было бы странно любить Россию до 1917 года и не быть монархистом», — заявил Малофеев «Фигаро» в декабре 2018 года. «Будущее России за монархией, которую можно было бы законным путем восстановить конституционным собранием», — добавил он, хотя и не стал говорить, кого видит в качестве потенциального царя.
Прочие монархисты в Екатеринбурге относятся к движению «За веру и отечество» Марии Романовой (родилась в Испании в 1953 году), которая претендует на трон под именем Марии I. «Все эти движения насчитывают в общей сложности несколько тысяч членов, не больше», — говорит Роман Лункин, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН. По его словам, «у монархистов нет настоящего влияния». Россия — светское государство, хотя «вера в Бога» и была в числе недавно принятых поправок в конституцию. «Пока Путин остается у власти, монархические идеи будут предельно маргинальными, — считает Лункин. — У нас уже и так существует нечто вроде просвещенного абсолютизма».
Хотя большинство россиян не испытывают собой любви к последнему царю (особенно молодые поколения), они сочувствуют человеческим страданиям Николая II. По результатам проведенного в 2018 году опроса ВЦИОМ по случаю столетия убийства царской семьи, 60 процентов россиян считают его страшным преступлением. Старшие поколения росли в эпоху СССР, где царя выставляли исключительно в отрицательном свете. По данным того же исследования, 43 процента россиян, в том числе люди старше 45 лет, испытывают «симпатию» к убитому монарху. В то же время тот вызывает резкое неприятие у 22% респондентов, особенно в возрастной группе от 18 до 24 лет.
Канонизация царя
«Николай II был достаточно хорошо возвращен в национальную память в том плане, что подход сейчас менее эмоциональный и идеологический, чем в прошлом», — говорит Сесиль Вессье (Cécile Vaissié), специалист по России и СССР из Университета Ренн-II. Она подтверждает «множественность» современного подхода к этой исторической фигуре. Последнего царя «меньше идеализируют, чем в начале 1990-х годов. В то же время его не демонизируют — за вычетом коммунистов — как поступали в советское время. Большинство россиян сожалеют об убийстве детей, которое до сих пор остается темным пятном в нравственном плане. Они также понимают, что Николай II был не самым компетентным монархом», — добавляет она, отмечая достаточно безразличное отношение к нему в России. Ностальгия по царским временам гораздо сильнее в диаспоре, особенно во Франции. Русская православная церковь за границей, которая откололась от Московского патриархата после большевистской революции, канонизировала Николая II и его семью еще в 1981 году. Московский патриархат создал условия для объединения двух церквей в 2007 году.
Владимир Путин в свою очередь всегда выдерживал дистанцию от Николая II в отличии от бывшего премьера (и президента) Дмитрия Медведева, который не скрывает восхищения им. Российский лидер не раз критически отзывался о последнем царе (особенно в начале 2000-х годов) и осуждал его слабость, хотя при этом превозносил сильных монархов, таких как Петр Великий, Николай I, Алекандр II и Александр III. Он прошелся по «ошибкам» Николая II, возложив на него вину за поражение в Русско-японской войне 1905 года и за неудачи в Первой мировой. Путин даже открыто использовал выражение «Николай кровавый», которое часто звучало в советское время.
«Идеология Владимира Путина стремится к объединению „лучшего‟ из периода империи, СССР и современной России, — продолжает Роман Лункин. — Николай II, слабый глава государства, воспоминания о котором вызывают образ жестокости советского периода, не вписывается в эти рамки». «Современное российское государство со многих точек зрения является наследником советского государства, на котором лежит ответственность за убийство Романовых и многих других жертв, — говорит Жанна Кормина из Высшей школы экономики. — В глубоких и мутных водах истории возможны разные толкования цареубийства».
Спорный культ
Как бы то ни было, в РПЦ изменение отношения к Николаю II после распада СССР рассматривается как реванш за годы угнетения. Именно она выступает главным организатором празднований в Екатеринбурге и стоит во главе культа, который формируют воспоминания о царской семье и ее страданиях. При этом у православного духовенства нет на его счет единого мнения. Канонизация царской семьи в 2000 году вызвала споры, поскольку некоторые говорили о склонности царицы к мистицизму и ее связях со старцем [Григорием] Распутиным. Церковь до сих пор не считает мощами прах Николая II и его семьи, который был найден неподалеку от Екатеринбурга в 1990 году и с почестями захоронен в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга 17 июля 1998 года (это не касается останков великой княгини Марии и царевича, которые были найдены позднее).
«Те, кто почитают семью Николая II, обычно критически настроены по отношению к власти. Поэтому Русская православная церковь не слишком способствует культу царя», — объясняет Роман Лункин. По мнению церкви, разнообразие почитателей царя может быть проблематичным. Граница между его почитанием (оно допускается) и обожествлением (официально оно порицается) зачастую оказывается тонкой. «Николая II почитают двумя путями: как одного из новых мучеников (это официальная версия) и как искупителя, по образу Иисуса Христа», — говорит Жанна Кормина. Этот подход свойствен группам верующих, которые напоминают секты: их называют «царебожниками». Они считают, что своей смертью Николай II искупил грехи русского народа. Они также поддерживают самые разные конспирологические теории о смерти царя, называют октябрьскую революцию «еврейским заговором и считают убийство в Екатеринбурге ритуальным.
Скандальный фильм
В 2017 году фильм Алексея учителя «Матильда» вывел из равновесия российских православных. Он повествует об истории любви 23-летнего великого князя Николая Романова (будущего Николая II) и балерины Мариинского театра, которая была младше его на пять лет. Все это шокировало тех, кто рассматривали Николая II в первую очередь как хорошего семьянина (это его самый распространенный образ). Картина привела в ярость наиболее радикальные православные группы, которые потребовали от правительства запретить ее показ, поскольку она богохульна и может «погрузить Россию в хаос».
Ранним утром, после долгого ночного шествия, паломники приходят к Ганиной Яме. В этих местах, где, как утверждается, тела членов имперской семьи были сожжены и брошены в ров, появились монастырь и часовни. На лицах собравшихся читается усталость. И радость. «Я многие годы мечтала прийти сюда», — говорит 69-летняя Валентина Ивановна. Все отдыхают у подножия высоких деревьев. Некоторые засыпают. Памятные мероприятия продолжатся днем. На одном из флагов, которые гордо держат паломники, красуется девиз имперской армии: «Бог с нами. За веру, царя и отечество!»