В условиях пандемии коронавируса Швеция не вводила официального режима изоляции. В качестве альтернативы выбранная в стране модель борьбы с коронавирусом предполагает личную ответственность, при этом гражданам настоятельно рекомендуется оставаться дома, если они больны, и соблюдать социальную дистанцию в общественных местах. Большинство предприятий, ресторанов, баров и школ не закрывались, хотя в конце марта в стране запретили собираться группами более 50 человек.
Премьер-министр Швеции Стефан Левен (Stefan Lofven) поддержал эту стратегию, назвав ее отвечающей «здравому смыслу» и позволяющей стране жить обычной жизнью.
Правда, эта нетрадиционная стратегия вызвала негативную реакцию со стороны специалистов, которые, оглядываясь назад, говорят, что эта политика, «возможно, была во всех отношениях не самой продуманной».
Старший научный сотрудник вашингтонского Института международной экономики Петерсона Джейкоб Киркегард (Jacob Kirkegaard), сказал в интервью газете The New York Times, часть которого приведена в статье, опубликованной на этой неделе, что хотя предприятия в основном не закрывались и работали в обычном режиме, Швеция от этого ничего не выиграла.
«Они в буквальном смысле ничего не выиграли, — сказал Киркегард. — Они сами себе навредили, и в экономическом плане ничего не добились».
Как сообщило информационное агентство Reuters, согласно опубликованному в этом месяце прогнозу Центрального банка Швеции, валовый внутренний продукт страны (определяющий размер экономики страны) сократится в этом году на 4,5 процента. Это не соответствует предыдущему прогнозу, согласно которому ВВП Швеции вырастет на 1,3 процента. При этом The New York Times пишет, что за период с марта по май уровень безработицы в стране вырос с 7,1 процента до 9 процентов.
По данным Университета Джона Хопкинса, по состоянию на восьмое июня в Швеции было зарегистрировано более 73 тысяч случаев заражения коронавирусом и более 5,4 тысячи случаев смерти, что больше, чем во всех других скандинавских странах вместе взятых.
В Швеции одним из самых высоких в мире является и уровень смертности от коронавируса, показатель, оценивающий количество смертей в процентном отношении к общей численности населения.
В апреле более двух тысяч шведских ученых подписали открытые письма, призывая власти страны пересмотреть вопрос о введении режима изоляции.
В мае бывший государственный эпидемиолог Швеции Анника Линде (Annika Linde) заявила в интервью местной газете Dagens Nyheter, что, по ее мнению, в стране «с самого начала следовало ввести гораздо более жесткие ограничения».
«Мы должны были знать, насколько плохо мы были подготовлены в сфере здравоохранения и ухода за пожилыми людьми, — сказала Линде. — Введя режим изоляции, мы смогли бы подготовиться, все обдумать и кардинально замедлить распространение инфекции».