В центре финского города Турку стоит памятник Ленину. Его мало кто видел. Он находится у Художественного музея Турку, не в самом заметном месте.
Этот памятник Турку подарил в 1977 году Ленинград. Подарок не был желанным, но отказаться от него было нельзя — это была реализация политики финляндизации.
В России мне часто с удовольствием рассказывают, что Ленин популярен в Финляндии, потому что «дал финнам независимость».
В России очень распространено ограниченное представление, согласно которому независимость Финляндии — заслуга Ленина. Еще более необоснованно мнение о коллективной благодарности финнов Ленину. Так создается абсолютно ошибочный образ общей истории Финляндии и России.
Как бы я ни уверяла русских, что это мнение — неправильное, от любимой мысли отказываться никто не хочет. Ведь так приятно думать, что сосед благодарен. Особенно когда со всеми другими соседями ты уже рассорился.
В 1970-е годы финнов приучали думать, что им нужно быть благодарными СССР. Тогда Кремль оказывал на наше общество мучительно сильное влияние. Поэтому не стоит думать, что, например, к установке памятника Ленину в Турку все отнеслись спокойно.
Памятники никогда нельзя считать «просто историей». Они говорят о многом. Не только о нашем подходе к истории, но и о нашем месте в мире.
В 2014 году, за много лет до появления движения Black Lives Matter и его перерастания в международное явление, за много лет до начала активного сноса памятников по всему миру, я наблюдала, как в Киеве уничтожают памятники Ленину во время Майдана. На самом деле, Майдан был продолжением распада СССР. Уничтожая памятники Ленину, украинцы хотели заявить, что окончательно выходят из-под влияния России.
Эти памятники установило не украинское правительство, избранное демократическим путем, и не проукраинское движение, а большевики, оккупировавшие страну. Если бы Финляндия входила в состав Советского Союза, у нас тоже по всей стране стояли бы памятники Ленину. Финны тоже вряд ли посчитали бы разумным оставлять все памятники диктатуре. К тому же, их художественная ценность незначительна.
В России старые памятники Ленину и Сталину по-прежнему торчат на центральной площади практически каждого небольшого города. Чаще всего такая площадь называется площадью Ленина, а главная улица — улицей Мира.
В России коммунистические названия сохраняются, потому что «историю нельзя менять».
Это странно, ведь коммунистические названия не были первыми. Чтобы уж совсем не менять историю, надо вернуть старые названия императорских времен. Но этого Кремль делать не хочет.
В нынешней истории со сносом памятников не обошлось и без перегибов. В Копенгагене на памятнике Русалочке недавно написали «racist fish», «расистская рыба». Этот акт вандализма всех удивил, ведь в сказке Ганса Христиана Андерсена «Русалочка» трудно найти что-то расистское.
Судя по всему, здесь другой случай. Похоже на послание любителям сноса памятников — напоминание, что при желании в любом памятнике можно найти что-то некорректное.
Если сейчас мы разрешим оставить только памятники со стопроцентно безукоризненной историей, то нам придется снести большую часть. Это невозможно, да и вообще так поступать не стоит.
Однако это вовсе не значит, что пересматривать значение памятников не нужно. Их необязательно сносить, но об историческом контексте надо давать больше информации. И я говорю не о табличках с trigger warnings как в Америке. Рядом с памятником можно установить табличку с исторической справкой.
Ленин был беспринципным диктатором, который одобрял террор и казни. Поэтому непросто понять, почему в финском Турку ему должен быть памятник.
Однако незаметное место для памятника и явно неодобрительное отношение к нему города Турку многое говорит о том, как в Финляндии относятся к Ленину.
Это своего рода памятник отношению финнов.