Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дума (Болгария): реисламизация святой Софии

© Sputnik / Перейти в фотобанкВ соборе Святой Софии в Стамбуле возобновились мусульманские богослужения
В соборе Святой Софии в Стамбуле возобновились мусульманские богослужения
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Превращение памятника культуры — Святой Софии — в мечеть противоречит заветам Ататюрка и угрожает лишить турецкое государство светского характера. Автор отмечает, что процесс исламизации собора продолжается как минимум 20 лет — и начался он не с прихода Эрдогана к власти. Но именно этот лидер сртемится взять исламо-турецкий реванш.

«Война цивилизаций» в городе на двух континентах?

Статус собора Святой Софии в Стамбуле изменился после того, как 10 июля Государственный совет Турции (аналог нашего Высшего административного суда) отменил решение Мустафы Кемаля Ататюрка 1934 года о превращении храма в музей. Через несколько часов после этого президент Эрдоган объявил, что превратил собор в действующую мечеть, подписав указ об изменении статуса здания. В пятницу там состоялся первый за 86 лет намаз.

Не только православный мир, но и Ватикан, а также ряд других организаций Европы и США отреагировали призывом оставить культовое историческое здание музеем и не превращать его в молитвенный дом. Орхан Памук, турецкий писатель и Нобелевский лауреат, живущий за пределами Турции, назвал попытку сделать из собора Святой Софии мечеть «игрой с исламом». По его словам, превращение памятника культуры в действующий мусульманский храм противоречит заветам Ататюрка и угрожает лишить турецкое государство светского характера. Это так. Однако этот процесс продолжается как минимум два десятилетия — и начался он не с прихода Эрдогана к власти.

Вопрос не в культуре и не в архитектуре

Конфликт представляется так, будто бы речь идет просто о каком-то здании. Суть того, что происходит в Стамбуле в последние дни, объясняют слова профессора Али Эрбаша, главы Дианета (Управления по делам религии) и главного муфтия Турции: «Волнение нашего народа, ставшее глубокой раной, прекратилось. Двери собора Святой Софии, как и других мечетей в стране, будут открыты для всех слуг Аллаха. А все те, кто посягнет на главные блага и ценности, будут прокляты». После этого проф. Эрбаш стал угрожать христианам всего мира войной: «Есть война, есть мир. Выбирайте, что из этого вам нужно. Святая София была мечетью и снова ею будет». Также он упомянул османский меч, символ завоеваний.

Государство Эрдогана ярко выражает желание взять исторический, исламотурецкий реванш. Сегодняшняя Турция все больше придерживается некой ирредентистской государственно-религиозной модели национальной доктрины. Человечество смогло пережить эти взгляды еще во второй половине прошлого века. Их самый естественный результат называется войной. Президент Эрдоган и его команда выразили эмоциональную привязанность к области от Андалусии на юге Испании до Бухары в Центральной Азии. Там, где когда-то был ислам, будет ислам снова. Если вспомнить, как четверть века назад Самюэль Хантингтон предсказал, что в будущем нас ждут «войны цивилизаций», которые будут вестись не между странами, а между культурами и религиями, то решение турецких государственных учреждений «восстановить» собор Святой Софии в статусе мечети — шокирующий пример такой воинственности, пока что только на словах. Некоторые аналитики полагают, что превращение собора Святой Софии в мечеть является признаком того, что Эрдоган готовится к досрочным выборам.

Актуальна ли «теория завоевания?»

Председатель Европейской народной партии (ЕНП) в Европейском парламенте, член Христианско-социального союза Манфред Вебер призвал рассмотреть вопрос о введении санкций против Турции за превращение собора Святой Софии в действующую мечеть. Он заявил, что это не национальная, а общеевропейская проблема. Его оценка верна — это теоретико-правовой спор. В XIX веке была популярна так называемая «теория завоевания» («теория насилия»), узаконивающая власть над территорией с самого акта ее завоевания. Это «реалистическая теория», т.е. теория, которая ценит только силу и эффективность поля битвы. Она не лишена оснований, но человечество, достигшее определенных успехов в своем развитие, очевидно, должно придерживаться иных взглядов. Мнение нынешних турецких властей следующее: мы завоевали эти земли и никто не может мешать нам управлять ими так, как мы захотим. Можно думать и так, но это ставит под сомнение весь международный правовой порядок.

Происламистский популизм — проблема не только внутри Турции. Он также легко распространяется среди густонаселенных турецко-мусульманских "анклавов" в Западной Европе — это доказывают происламистские митинги. Одно дело гарантировать религиозные права евромусульман — это справедливо, и совсем другое — строить «параллельные общества» на этой основе. Левые европейские партии, часто демонстрирующие иррациональную привязанность к несостоявшимся этнорелигиозным доктринам, несут огромную ответственность. Партии европейских социалистов (ПЕС) следовало бы осудить превращение собора Святой Софии в мечеть как выражение радикально-исторического исламизма.

Современное международное публичное право содержит нормы и принципы, требующие бережного отношения и уважения к историческому и культурному наследию, особенно к объектам, которые воспринимаются как ценность и достояние всего человечества.

Моя оценка действий турецких властей — «можно, но не стоит».

Наш ли это спор?

В пятницу, в день первой мусульманской молитвы в храме в Стамбуле, в Софии перед одноименной церковью прошел символичный протест. Протестующие выступили против изменения статуса храма в Стамбуле, который должен оставаться частью мирового культурного наследия.

Бледно и неубедительно прокомментировала проблему министр иностранных дел Болгарии Екатерина Захариева. По ее словам, будет сделано все возможно, чтобы сохранить христианские фрески в храме, несмотря на превращение его в мечеть. Видимо, Захариева не понимает огромного символического и политического значения трансформации. Спасибо, что позаботились о стенописи, но проблема в сотни раз серьезнее.

За последние два десятилетия болгарская общественность закрывала глаза на многие факты и действия турецких религиозных и государственных учреждений, затрагивающих нашу историю. Попытки переписать историю болгарских земель в османско-турецком духе осуществляются постоянно и небезуспешно. Попытки претендовать на христианские храмы, расположенные на нашей территории, преподнесенные как «восстановление мусульманской собственности», вызывали скандал и почти во всех случаях это были здания, которые в одно время функционировали как мечети, но до этого были христианскими храмами. А в одном получившем огласку случае даже выяснилось, что храм, на который претендовали исламисты, был в некотором роде древнеримским храмом и, возможно, даже фракийским святилищем.

Болгария уважает суверенитет Республики Турции. В целом, верно, что турецкое государство имеет суверенные права на свою территорию и на общедоступную собственность, расположенную на ней. Решение Мустафы Кемаля Ататюрка в 1934 году о предоставлении статуса музея Святой Софии является выражением мудрости. Отмена этого решение — нечто противоположное.

В международных отношениях у сегодняшней Болгарии много проблем. О некоторых самых важных просто не говорят. Среди них проблема отсутствия анализа и оценок неоосманских устремлений Реджепа Тайипа Эрдогана в Турции. Однако они существуют и не встречают адекватного сопротивления — ни в Болгарии, ни на международной арене.

Болгарии нужно вести более активную и эффективную внешнюю политику. Наша дипломатия должна не только выразить моральное и юридическое несогласие с преобразованием Святой Софии, но и оспорить имперские намерения, стоящие за этим изменением.