21 июля 2020 года в Брюсселе лидеры государств-членов ЕС приняли после долгих переговоров беспрецедентный для европейской истории план восстановления экономики. В его основу впервые легли общие займы, и он предполагает предоставление экономикам Евросоюза кредиты и субсидии на 750 миллиардов евро. Еврокомиссия назвала это «Новое поколение ЕС». Речь идет об «инвестициях в новое поколение», то есть о подготовке лучшего будущего для детей Европы, которая была ослаблена с начала тысячелетия в связи с тройственным упадком (демографическим, промышленным, технологическим) по отношению к другим континентам. Эти огромные суммы станут дополнение к бюджету ЕС, который предполагает траты в 1,1 триллиона евро с 2021 по 2027 год.
Этот выработанный в Брюсселе «Новый путь» стремится повысить «устойчивость» Европы. Европейские народы хотят от ЕС большей защиты. Они были поражены его неспособностью предугадать и предотвратить три шедших друг за другом кризиса: пришедший в 2008 году из США финансовый кризис, нахлынувший в 2015 году с арабо-мусульманских берегов Средиземноморья миграционный кризис и распространившийся в 2020 году из Китая санитарный кризис.
Что касается принципа подъема Европы, мы можем быть только за. Как бы то ни было, мы вправе ставить под сомнение работу, которая была проведена к настоящему моменту Еврокомиссией и Евросоветом, как по форме, так и по содержанию. По форме: есть ли гарантии, что деньги пойдут в нужную инфраструктуру, а не будут просто распылены ради прикрытия несбалансированных социальных режимов? По сути: представил ли ЕС достойную доверия иерархию приоритетов?
Нет ничего плохого в мечте о том, чтобы сделать из Европы зеленый рай, но это должно быть результатом, а не отправной точкой настоящей стратегии восстановления экономики. Она должна быть нацелена на развитие науки и инноваций, подъем европейской промышленности, восстановление ее конкурентоспособности, чтобы обеспечить процветание, которое в дальнейшем уже может стать источником финансирования зеленой революции. Приоритетной задачей Европы сегодня должно стать формирование открытой и горизонтальной производственной модели, которая обойдет по эффективности вертикальную китайскую. Если европейцы хотят, чтобы их воспринимали всерьез в Пекине, Токио, Дели и Москве, они не могут ограничиться превращением континента в гигантский безуглеродный парк развлечений.
Им давно пора вернуться к реализму и увидеть мир таким, какой он есть на самом деле. Это пространство безжалостной борьбы за технологическое и промышленное превосходство, которое в конечном итоге всегда превращается в политическое. В этом колоссальном противостоянии Китай, Индия, Россия и даже их союзник Америка не станут делать им никаких поблажек.
К сожалению, в «Новом поколении ЕС» не видно активных инвестиций в биотехнологии, искусственный интеллект, космос и оборону. Как и непосредственно промышленного подъема. Германию это мало интересует, поскольку у нее есть собственная прекрасная программа под названием «Промышленность 4.0», которая даст заводы будущего с умными машинами, способными независимо формировать производственные цепочки?
Если судить по недавним заявлениям французского руководства, оно одержимо новой зеленой идеологией. Чем-то вроде экологического маоизма. Мы уже видели странные решения вроде закрытия АЭС в Фессенхайме. Сейчас задачей стало строительство прекраснодушной зеленой Европы?
ЕС урезает свои оборонные расходы, что совершенно не соответствует конфликтным реалиям нового десятилетия. Неоосманский поворот Турции должен был навести нас на определенные мысли. Советский Союз погиб из-за перегибов в красной идеологии. Нашей Европе необходимо не допустить этого с зеленой.