Вот уже несколько лет мы живем в «сюрреалистическом» политическом климате: с трибуны парламента, площадок митингов, экранов телевизоров, в газетных колонках то и дело обнажаются мечи…
Да что там свергнуть Асада в Сирии! Снести Хафтара в Ливии, развалить альянс Израиль — Египет — Южный Кипр — Греция — Ливан в Восточном Средиземноморье, побороть египетскую армию в Ливии, поставить на колени Грецию в Эгейском море, осадить Армению на Кавказе, защитить Катар в Персидском заливе, обеспечить базирование и военное развертывание в Африке…
В зависимости от ситуации то бранят Россию из-за Ливии, то восклицают: «Эй, Америка, эй, Европа»…
В какой-то мере сериалы вроде «Возрождение» (Diriliş), пропаганда чуть ли не спасения Айя-Софии от английской оккупации, восхваление истории Османской империи практически каждый день, даже открытие мостовой развязки так, будто это делается вопреки Западу, способствуют полному погружению общества в этот политический климат. Но это отдельный вопрос для изучения…
Воображаемый мир, созданный ПСР
Все это время мы говорили следующее. Цель свергнуть Асада ошибочна, Анкара должна прийти к согласию с Дамаском. Чтобы соглашение с Ливией дало результат, нужно работать над заключением аналогичных соглашений о морских границах и с другими странами в Восточном Средиземноморье, например, с Израилем, с Египтом… Нужно сосредоточиться на дипломатических ходах, которые позволят разобщить альянс стран в Восточном Средиземноморье… Следует отказаться от ошибочного подхода «договориться с Россией и использовать это в торге с США»…
Одним словом, мы говорили, что, вместо того чтобы отправлять военных в Триполи, Анкара должна отправить дипломатов в Дамаск и Каир…
А команда Партии справедливости и развития (ПСР), которая ощущала себя янычарами на открытии Айя-Софии, с экранов телевизоров и колонок в СМИ делала нам «предупреждение»: мы, кто говорил «дипломатия прежде всего», оказывается, не увидели великой мощи Турции, не поняли тактику Эрдогана использовать США и Россию друг против друга, которая восходит корнями к Абдул-Хамиду II, не смогли постичь политику Эрдогана, которая ставит на место страны Европы и восходит корнями к Сулейману I!
Вот такой воображаемый мир…
ПСР вдруг обратилась к дипломатии
Заметим, что грубая сила, за которой пытаются спрятаться, не учитывая ее предел, не приносит пользу в международных отношениях, а только заставляет терять очень многое, прежде всего репутацию!
И сейчас произошло то же самое. Политика «грубой силы» внезапно сменилась стремлением вернуться к дипломатии! Официальный представитель и главный советник президента Турции по безопасности и внешней политике Ибрагим Калын (İbrahim Kalın) дал сигнал «дипломатия прежде всего», заявив, что во время председательства Германии в ЕС приоритет будет отдаваться дипломатии и переговорам, а также сообщил о следующем решении Эрдогана: «Поскольку переговоры будут продолжаться, посмотрим, что нас ждет впереди, и подождем некоторое время» (CNN Türk, 28.07.2020).
Что случилось? Греции грозили оружием, а потом вдруг согласились сесть за стол переговоров!
Так они нанесли урон репутации Турции, но, что еще важнее, поставили под сомнение возможность использования военного потенциала Турции в целях сдерживания!И отрицательные последствия этого мы увидим в скором времени…
Атлантизм ПСР
Возвращение к принципу «дипломатия прежде всего» с заявлением Ибрагима Калына, вне всякого сомнения, не решает проблем. Потому что главная ошибка Турции при формировании стратегии безопасности сохраняется.
Дело в том, что Анкара совершает ошибку еще на самом первом этапе: не может правильно определить, откуда исходит главная угроза безопасности Турции!
Два дня назад министр национальной обороны Турции Хулуси Акар (Hulusi Akar) дал три сигнала с точки зрения «политики в сфере безопасности» Турции, словно обратившись к нескольким разным столицам.
1) «Мы верим, что Турция и США встанут на более позитивный путь, как это было много раз в прошлом».
2) «НАТО находится в центре безопасности Турции».
3) «Членство в ЕС продолжает оставаться нашей стратегической целью».
Проблема неспособности правильно определить главную угрозу
Если Анкара все еще гонится за «совместной работой» с США, тогда сформировать стратегию безопасности, которая защищала бы Турцию, невозможно! Именно от США исходит угроза безопасности Турции, Вашингтон угрожает Турции с юга, а точнее через север Ирака и Сирии, Вашингтон создает антитурецкий фронт в Восточном Средиземноморье, Вашингтон грозит Турции «экономической дубинкой», Вашингтон говорит Турции: «Это оружие не дам, а то, которое даю, ты не сможешь использовать». Именно Вашингтон пытается столкнуть Турцию и Россию лбами в регионе с целью войти в Черное море, Вашингтон постоянно держит Турцию под давлением с помощью кнута «геноцид армян», Вашингтон находится на прямо противоположном фланге от Турции на Кипре.
Кто неправильно определяет угрозу, тот не в силах выстроить правильную стратегию и, следовательно, применять в зависимости от угрозы тактики различения друга — врага и промежуточной силы, приумножения друзей и уменьшения числа врагов.
Если источник угрозы установлен ошибочно, то независимо от того, применяете ли вы грубую силу или садитесь за стол переговоров, результат не изменится…
Это важнейшая проблема Турции…